Опрос посетителей
Ваше хобби?

День птиц

День птиц


Тема: День птиц.
Цели:
1. Обобщить и расширить знания детей о птицах;
2. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Оборудование.
Плакаты: "Птицы - друзья леса, сада и огорода!". "Ребята, любите и охраняйте птиц!", "Школьники, готовьтесь к встрече пернатых друзей!1'; оформляется выставка детских рисунков и поделок на тему "Мир птиц".
Ход занятия.
Звучит грамзапись с голосами птиц. Ученик под эту запись читает стих Полюбуйся, весна наступает.
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся Сколько гнезд понавьют. посмотри!
Что за звуки, за песни польются День деньской от зари до зари.

Учитель. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы - друзья нашего детства. Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы - верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните. Ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы - наши друзья! Птицы - это красота и тайна. Они - источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. Поэтому сегодняшний классный час посветим нашим пернатым друзьям птицам.. Цель Союза охраны птиц - сохранение видового разнообразия и численности диких пернатых. Отгадайте загадки о птицах. 1. Маленький мальчишка. В сером армячишке. По дворам шныряет. Крохи собирает, В полях ночует. Коноплю ворует. (Воробей) 2.Встали братья на ходули. Ищут корма по пути. На бегу ли. на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавль) 3.Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой. Ярко-красный галстук мой. (Снегирь) 4. Не король, а в короне . Не гусар, а при шпорах. На часы не взглядывает, А время знает. (Петух) 5.Спереди- шильце. Сзади - вильце. Сверх) - синее суконце. Снизу - белое полотенце. (Ласточка) 6. Крылатый .

горластый Красные ласты. (Гусь) 7.Мать, отца не знаю, но часто называю. Детей знать не буду - чужим сбуду. (Кукушка) 8.Днем спит, ночью летает. Прохожих пугает. (Филин) 9. На два, на три километра. Поднимаюсь и кружу. С высоты огромной этой. Даже мышь я разгляжу. (Орел) 10.Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома - Длинноногий, длинноносый. Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту. За лягушками к болоту. (Аист) 11. Он верен морю, как матрос. Предвестник бури... (Альбатрос) 12.Другой такой птицы вы не найдете - вместо собаки помощник в охоте. (Сокол) 13.Вертится, стрекочет. Весь день хлопочет. (Сорока)

С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни. Первыми к нам прилетают грачи. А вслед за грачами прилетают скворцы.
Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку. Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, - вот и гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. Но среди птиц много и искусных строителей. В нашей стране на побережьях озер и рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез.

Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет виду мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений - ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнездо при помощи крепких волокон крапивы, конопли. Нелегко строить гнездо камышовке, как правило, оно висит на трех стеблях тростника. А все дятлы - настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла изнутри древесных стволов. К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку? Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов. Кроме того, многие птицы - овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы - склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей. Вспомните, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

1. Могучий, как ... (орёл).
2. Вольный, как ... (птица).
3. Надутый, как ... (индюк).
4. Плывёт (идёт плавно), как ... (лебёдушка).
5. Трещать, как ... (сорока).
6. Щебетать, как ... (воробей).
7. Ворковать, как ... (голубь).
8. Накаркать (накликать беду), как... (ворона).
Долбить (говорить одно и то же), как ... (дятел). 10. Поет как, ... (соловей) Так же очень много пословиц о птицах, вспомним их. 1. Слово не... Вылетит - не поймаешь.(Воробей)
2. Всяк ... свое болото хвалит. (Кулик) 3.... свинье не товарищ. (Гусь)
4. Лучше... в руке, чем ... в небе. (Синица, Журавль) 5.Старого ... па мякине не проведешь. (Воробья) 6... .невеличка, а птичка. (Синичка)

О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи, песни, но и легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Сейчас вы услышите несколько легенд о пернатых. Постарайтесь угадать, о какой птице идет речь. Ученик. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, пи с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы - ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? Ученик. Правильно, это сова. Сова не случайно испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни - все тревожило людское воображение. Сов били, уничтожали нещадно, пока за них не вступилась наука. Сова - единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед. И в то же время, не поворачивая корпус, она может смотреть вбок и даже назад - голова совы поворачивается на 180 градусов. Бесшумный полет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Бесшумный полет совам необходим: их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. За год одна сова уничтожает в среднем о гЮОО до 1200 мышей. А это означает, что она спасает, как минимум, одну тонну зерна. Ученик. Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми был прибит к кресту Иисус Христос. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали? Ученик. Конечно, это клесты. Узнать их легко по большим клювам, у которых верхняя часть загнута вниз, а нижняя - вверх. Пища клестов - семена еловых и сосновых шишек, которые содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме птиц, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти они сохраняются в неизменном виде довольно долго - иногда по 15-20 лет. И еще одна удивительная особенность есть у клестов: птенцы их могут появляться в любое время года - даже в декабре и январе, т.е. тогда, когда есть больше корма для выкармливания. Даже представить себе трудно - на дворе мороз чуть не 40 градусов, а в гнезде - голенькие птенчики. Ученик. В одном из распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила семью своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, еще называют ее вещуньей и иногда спрашивают, сколько им лет суждено прожить, а каково же ее настоящее имя? Ученик. Правильно, это кукушка. В то время как почти все птицы, выбиваясь из сил. выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и ни горя, ни забот не знает. Птицы не замечают, что в их гнезде появилось чужое яйцо. Но это еще полбеды - главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Ведь ростом он больше приемных родителей, и всю семью им не прокормить. Эго явление в биологии называют гнездовым паразитизмом. И все-таки кукушка полезна благодаря своему аппетиту. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Среди этих гусениц есть немало таких, которых не едят другие птицы, - волосатых и ядовитых. А кукушка поедает

их с удовольствием. Ученик. Скажите, пожалуйста, какая птица стала символом мира на Земле? Конечно, голубь. Голубей всегда любили и специально разводил;:, стараясь улучшить их природные данные. Существует 192 вида голубей. Есть голуби почтовые и спортивные, летающие с большой скоростью. Голуби ведут дневной образ жизни, питаются главным образом, семенами различных растений. Дикие голуби селятся на скатах и обрывах, домашние с комфортом устраиваются в специальных голубятнях. Ученик. Много легенд связано с такими птицами, как лебеди. Об их верности сложено немало песен. Также любимыми героями народных песен были всегда журавли. Летящий журавлиный клин - величественное, трогающее душу зрелище. Ученик. Есть среди птиц немало таких, которые поражают своим необычным образом жизни и поведением, т.е. птицы - загадки. Сегодня мы пригласили натуралистов, которые столкнулись с ними в природе. Послушайте их рассказы и постарайтесь угадать, о какой птице идет речь. Ученик. Однажды в морозный февральский день я шел вдоль реки. Птиц не было видно. Вдруг невдалеке послышалось тихое щебетанье. По краю проруби, у самой воды сидела белогрудая птичка ростом со скворца. И вдруг она с размаху бросилась в прорубь вниз головой. От удивления я застыл на месте. Стоя над прорубыо, я увидел, как птичка гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь коготками за все его неровности. Под водой она блестела как серебряная рыбка, мне потом объяснили. Что перья этой птички смазаны тонким слоем жира. Спустя полминуты птичка выскочила из соседней проруби. У меня на глазах она несколько раз ныряла в ледяную воду и, живая и невредимая, снова появлялась на краю проруби. Позже я узнал, что это за птица. (После ответов детей) Это оляпка, или водный воробей. Ученик. Целый день я ходил по лесу в поисках грибов. Солнце катилось к закату, я совсем выбился из сил и решил отдохнуть под большим старым дубом. Вдруг на вершине, освещенной лучами заходящего солнца, я увидел птицу, которая показалась мне отлитой из золота. Сверху доносилось пение, похожее на звуки флейты. Заслушаться можно! И вдруг с того же дерева, откуда секунду назад доносилось чудесное пение, раздались звуки, будто кошке наступили на хвост. Я внимательно вглядывался в крону, но кроме « золотой» птички никого не обнаружил. Что же это было? (после ответов детей) Красивое пение - голос «лесной флейты», а ужасные звуки издает «лесная кошка». Но это одна и та же птица - иволга. Ученик. Как-то весной я плыл на лодке. Проплывая мимо большой дуплистой вербы, заметил небольшую птицу, нырнувшую в дупло, и захотел рассмотреть ее получше. Верба стояла в воде. До дупла достать было трудно, и я. став на борт лодки, еле дотянулся до него. Конечно, в темноте я ничего не увидел. Поэтому решил засунуть руку в дупло. Но вдруг из дупла высунулась серая плоская голова змеи. В испуге я отпрянул назад. А голова змеи на длинном тонком теле все дальше высовывалась из дупла. Затем из темноты показалось что-то круглое. Это была птица. Она взмахнула крыльями и взлетела на ветку. Потом я узнал, что необычного тут ничего нет, таким образом, эта птица защищается от врагов. Как называется эта птица? (после ответов детей) Это птица - вертишейка. Учитель. Давайте послушаем голоса птиц.(Прослушивание голосов птиц)
Учитель. Постарайтесь узнать птиц по характерному признаку. Соединить стрелками признаки и названия птиц.
Птица-рыболов соловей
Птица-плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица-строитель баклан

Птица-акробат иволга Пернатый солист кукушка Ночной хищник дятел Легкомысленная мамаша сова
Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на неё вблизи берегов и в море, истребляют её. когда она идёт на нерест.
Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица-строитель (ласточка). Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнёзда ласточек съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнёзд варят суп.
Птица-акробат (поползень) лазает по деревьям.
Пернатый солист (соловей). Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная, самая звонкая». Среди насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых
- вредителей.
Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (кукушка). Своего гнезда не вьёт, яйца другим подбрасывает. Учитель. Давайте поиграем. Конкурс знатоков птиц.
ГУ какой птицы самый длинный язык? (Дятел-15 см)
2. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих хвостов? (Зимородок)
3. Какая птица в течение года имеет три различных окраски? (Белая куропатка)
4. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин)
5. Какая птица с абсолютно черным оперением? (Ворон)
6. Какая птица не умеет летать? (Страус)
7. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (Синица-ремез)
8. О какой птице говорят: красота ангела, голос дьявола, поступь злодея? (Павлин)
9. Каких птиц больше всего на свете? (Воробьев)
10. Назовите птицу, которую используют для охоты на лис, зайцев, волков? (Беркут)
11. Какая птица поет хвостом? (Бекас)
12. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Одинакова)
13. Птица, питающаяся падалью (Гриф)
14. Ползающие птицы? (Поползень)
15. Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи)
16. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
17. Какая птица любит нырять в прорубь? (Оляпка)
18. Кто летает быстрее всех? (Стриж)
19. Кто летает дальше и выше всех? (Орел)
20. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( Тетерева, рябчики)
21. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
22. Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)
23. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)
24. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)
25. Какая птица пе вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)

Учитель. Вспомните приметы связанные с птицами.
Гуси высоко летят - воды будет много, низко - мало.
Гели дикие утки прилетели жирные - весна будет холодная, долгая.
Коли грачи прямо на свои гнезда летят, будет скорая весна, талая вода сбежит быстро, тепло установится.
Ранний прилет журавлей - весна ранняя.
Ранний прилет грачей и жаворонков - к теплой весне.
Вороны купаются в лужах ранней весной - к теплу.
Назовите птиц, которых можно встретить в нашем крае. (Цапля, лебедь, серый гусь, чёрный коршун, дрофа, чибис, шилоклювка, вальдшнеп, чайка, сизый голубь, обыкновенная кукушка, филин, ушастая сова, болотная сова. сыч. обыкновенный козодой.

Чёрный стриж, сизоворонка, зимородок, удод, вертишейка, большой пёстрый дятел, береговая ласточка, деревенская ласточка, полевой жаворонок, трясогузка, обыкновенная оляпка, крапивник, чёрный дрозд, синица, поползень, овсянка, зяблик, домовой воробей, полевой воробей, обыкновенный скворец, иволга, ворон, серая ворона, грач).
Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок.
В поле - каждый колосок.
Звери, птицы, и жуки.
Муравьи и мотыльки...
Все, что рядышком со мною,
- Это всё моё родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём!

Самоанализ внеклассного мероприятия «День птиц». 7-8 класс
Цель: Обобщить, расширить знания детей о птицах. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Вечер «День птиц» прошел в торжественной обстановке, украшен зал плакатами о птицах, звучала музыка, дети демонстрировали костюмы птиц, царила обстановка праздника. Учащиеся 7-8 классов тщательно готовились к мероприятию, подбирали материал о птицах, побывали в краеведческом музее и ознакомились с местной орнитофауной. Мероприятие способствовало формированию у ребят активной жизненной позиции, потребности в защите окружающей среды. Методы воспитательного мероприятия весьма разнообразны: это ролевые игры, викторина, сценки о птицах, презентации о птицах Казахстана и заповеднике по охране птиц Костанайской области. Ребята живо включались в процесс познания, рассказывали о том, какую помощь оказывают птицам зимой. Многие дети участвовали в конкурсе «Лучшая кормушка и лучший скоречник». Все эти изделия после мероприятия были развешаны на территории школы. В ходе мероприятия проводился конкурс на лучшее стихотворение, загадку, пословицу о птицах, учащимся предлагалось вспомнить, в каких произведениях человека сравнивают с птицами. Этот конкурс раскрыл умения учащихся логически мыслить, рассуждать, отвечать на сложные вопросы. Ребята показали свою эрудицию, организованность, стремление узнать больше. Поскольку мероприятие проводилось в виде конкурсных заданий, в конце вечера подвелись итоги, лучшие дети были награждены призами и грамотами. В целом данное мероприятие отличалось большой активностью учащихся. Цель мероприятия реализовалась полностью.скачать dle 10.6фильмы бесплатно
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: