Опрос посетителей
Ваше хобби?

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЕНТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЕНТ


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЕНТ
ЕНТ - это новая реальность в нашем образовательном пространстве, это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима, поэтому психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.
Любые экзамены - это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Поэтому основная задача педагога - научить учеников воспринимать ЕНТ не как испытание, а как возможность проявить себя, помочь снизить экзаменационные страхи, тревоги, обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.
Всякое настоящее дело требует самозабвения, но работа с детьми невозможна без этого состояния», – утверждал писатель Симон Соловейчик*. (СЛАЙД2) Учителю необходимо оставить у порога класса все то, что тревожит его, и войти к детям «с возвышенно настроенной душой».
План, журнал, родители, образовательные стандарты, ЕНТ, методсоветы, директор, инспектор, разговоры в учительской… Учитель всегда на публике, и к нему обращено множество ожиданий: прежде всего, со стороны школы (он должен проявлять творчество и в то же время следовать утвержденной программе), затем ожидания родителей (он должен пользоваться авторитетом у учеников и при этом быть толерантным) и, наконец, ожидания самих учеников (он должен заслужить авторитет, но при этом любить и понимать их). Не говоря уже о невыполнимой (но подразумеваемой) задаче добиться от всех учеников хорошей успеваемости. Должен, должен, должен… Груз такой ответственности не может не давить.
«У меня нет права на ошибку» – эти слова часто приходится слышать от тех, кто работает в школе. «Думаю, психологические трудности начинаются у учителя в тот момент, когда он решает ни в чем не ударять в грязь лицом, –И чаще всего «ломается», когда (неизбежно) ставится под сомнение его компетентность, а значит, представление о самом себе». А это происходит с большинством педагогов, поскольку представителям этой профессии очень свойственно идентифицировать себя со своим делом. Ценой психологического и соматического здоровья учитель отвечает и за неработающие концепции, несовершенство менеджмента в образовании, за недостатки вузовской подготовки.
«Он как солдат без тыла, –– один на один с новым поколением учеников, с подростковой наркоманией, растерянностью многих родителей, детской агрессией, страхом перед жизнью. И со своим собственным страхом». Возможно, поэтому, как говорят наши эксперты, учителя – самые пытливые, благодарные слушатели и активные участники психологических семинаров и тренингов.
Рассмотрим описание нескольких типов учителей, предложенное В. В. Маткиным.
1 тип. Активно относится к новой информации, не пропускает интересных фильмов, много читает и т. д. Но сознательно избегает при этом всего того, что связано со школьными темами, заявляя: «Достаточно школьных разговоров в учительской».
2 тип. Также активно относится к новой информации, в том числе связанной с педагогическими и воспитательными проблемами. Но не они определяют выбор фильма, книги или передачи.
3 тип. Интересуется всем тем, что хоть в какой-то степени «связано с воспитательной деятельностью, школой, жизнью молодежи. Даже там, где нет прямого разговора о школе, он водит проблемы, которые могут быть интересны учащимся.
4 тт. Всю информацию четко делит на школьную и внешкольную. К первой относится с интересом. Внешкольная информация не вызывает интереса.
К первому типу относятся учителя, склонные с завершением рабочего дня принципиально менять направленность своих интересов.
Во вторую группу отнесены учителя, рассматривающие информацию как источник общекультурного развития, с вниманием относящиеся к профессиональной информации, но в их интересах доминирующее место отводится запросам, расширяющим и обогащающим их человеческий потенциал.
В третью группу вошли учителя, чувствующие себя профессиональными воспитателями. Они оценивают информацию с точки зрения широкого понимания своих воспитательных функций и стараются включить ее в сферу профессиональных интересов. Наконец, в четвертую группу вошла группа «узких профессионалов», которые ограничивают сферу своих интересов исключительно школьной тематикой.
Будущему учителю, разумеется, следует стремиться стать таким учителем, который характеризуется высокой творческой направленностью своих профессиональных интересов, установки которого «пропущены» через профессиональную позицию.

Постоянное напряжение, стресс, агрессия учеников, разочарование и неуверенность в себе неизбежны в работе учителя. Испытывая большие нагрузки и пытаясь совместить множество разных ролей, все больше учителей говорят о том, что им необходима психологическая помощь.
Зеркальные отношения
Отношения учитель–ученик обладают особой чертой: они «зеркальны». Преподавая детям, учитель неизбежно вспоминает свое собственное детство, и значит, возникает риск, что в этих отношениях проявятся его давние бессознательные конфликты. В школе он непроизвольно реализует собственные желания, представления, фантазии. «Мы учим тем, что сами собой представляем; и очень немногое передаем с помощью того, что знаем», – полагает психоаналитик Анни Кордье (Annie Cordie). Со своей стороны, дети бессознательно воспринимают учителей как своих родителей. «Но те не учитывают этот феномен переноса, – продолжает психоаналитик, – они просто о нем не знают и принимают на свой счет, например, знаки агрессии, не им предназначенные».
Разумеется, педагогических рецептов и «волшебных» методических приемов тут недостаточно. У учителей есть возможность получить дополнительное (психологическое) образование в университетах и институтах повышения квалификации работников образования. Это, безусловно, важно, но и этого недостаточно: в своей ежедневной работе учитель остается один на один со всем, что его тревожит.
«Многие годы для меня было естественным то, что большая часть моих душевных сил уходила на учеников: я проводила с ними много времени, вникала во все проблемы, пыталась их решать и получала огромное удовольствие, – делится учитель истории (стаж работы в школе 28 лет). – После последнего звонка я начинала готовиться к осенним урокам, и так проходило лето. Теперь этого нет, что-то надломилось. При этом я знаю, что как преподаватель я сегодня умею намного больше, чем в середине 90-х. В общем, мастерство приходит, а драйв – теряется. Остается усталость».
«Первые десять лет любой нормальный педагог пребывает в состоянии эйфории и энтузиазма, – рассказывает, учитель математики (стаж 16 лет). – Он смело берется, без страха пробует, активно экспериментирует, напористо постигает… Сомнения и усталость накапливаются незаметно, подкрепляя друг друга. Появляется болезненная требовательность к детям, потом к себе. Реакции на неудачи становятся острее и дольше. И «победы» уже не кажутся столь убедительными… Возвращаешься к вопросам, казалось, давно и навсегда решенным: зачем пришел к детям, чего хотел от них, что хочешь от себя? Дальше – больше: делаешь ли то, что требуется, можешь ли вообще делать то, что нужно, и кстати, – а что, собственно, нужно?»**

Нужна поддержка!
Солидарность коллег – часто единственный спасательный круг для учителя. «Учительская – это своего рода исповедальня, – говорит учитель биологии (стаж 21 год). – Мы приходим сюда перевести дух, выговориться, поделиться радостью. Здесь понимаешь, что ты не единственный, у кого есть проблемы, что во многом они вызваны самой системой образования… Это уже немного успокаивает».
УЧИТЕЛЬ НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ ЛЮДЕЙ, С КОТОРЫМИ МОЖНО ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ И СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ, И СВОИ ТРЕВОГИ
Но не все готовы открыто общаться. Одно дело жаловаться на детей и даже на жизненную неустроенность, и совсем другое – признать, что тебе нужна поддержка. Особенно скрытны молодые преподаватели, что подтверждают наши выпускники. «Я второй год преподаю биологию, и второй год мне часто хочется плакать, я срываюсь, и мне бывает страшно. Но я изо всех сил сдерживаю эмоции, ведь они – знак профнепригодности!»
«Страх признать свою слабость или несостоятельность во многом провоцируют открытые уроки, которые обязаны проводить начинающие педагоги. Учителей постоянно контролируют и очень редко поддерживают: во многих коллективах господствует не сотрудничество, а соперничество».
Все эксперты Psychologies говорят об одном и том же: государство должно найти способы поддержки учителей. «В школе обязательно должен работать психолог, но по статусу он должен быть заместителем директора по кадрам. Тогда он сможет, работая с учителями, более эффективно способствовать психологическому благополучию и учеников тоже, в частности привлекая психологов разных специализаций».
Плоды иллюзии
Тревожность, раздражительность, зашкаливающая взволнованность, ощущение бессмысленности своего дела, переживание чувства вины – все это, похоже, неизбежно сопровождает работу учителя.
«Учитель не делает карьеры, – писал Симон Соловейчик. – Он приходит в школу учителем, и хоронят его в том же звании, разве что прибавляя слово «пенсионер». Он – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться… Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения?»***
Не случайно спустя пять-десять лет работы многие учителя начинают «эмоционально сгорать». Их неоправданные ожидания проявляются в ироничных и даже ернических высказываниях в адрес своей работы, в хронической усталости, потере интереса к делу, детям, коллегам.
«Сильнее выгорают те, для кого работа связана с предназначением, миссией, и те, кто старается соответствовать принципам: «Мне нельзя ошибаться»; «Я должен быть сдержанным»; «Я не имею права быть предвзятым»; «Я обязан быть во всем примером», – Такой учитель словно стоит на пьедестале своей исключительности и непогрешимости. Он игнорирует свои эмоции и не может понять переживания учеников, что, естественно, вызывает враждебность детей».
Роль прекрасного человека
«Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязательство стать идеалом человека хотя бы для будущих своих учеников. Для учеников он – единственный, и они не должны страдать оттого, что судьба дала им не лучшего учителя. Учитель не имеет права быть рядовым, он – да простится мне эта кощунственная мысль – вынужден играть роль прекрасного человека. Эта однажды принятая на себя роль исполняется годами и постепенно перестает быть только ролью – становится характером. Обыкновенный человек превращается в необыкновенного – в учителя. Учителем его делает не педагогический институт, а многолетнее общение с детьми, для которых – ежели он честен – он обязан быть лучшим человеком на земле. Ему просто некуда деться, ему профессионально необходимо становиться прекрасным человеком».

Тест «Загадай желание»
Подготовка учащихся к ЕНТ требует от учителя большой эмоциональной отдачи. Чтобы заинтересовать учащихся, увлечь их своим предметом, объяснить материал доходчиво, педагогу нередко приходится быть еще и артистом.
Эмоциональные педагоги обладают большим преимуществом по сравнению с неэмоциональными, потому что только им подвластно зажигать детские сердца и вести учеников или воспитанников детского сада за собой. Они, как правило, популярны и любимы. Но, к сожалению, существует и обратная сторона медали: часто наши эмоции дают о себе знать в самый неподходящий момент, например тогда, когда необходимы сдержанность и хладнокровие.
Умение управлять своими эмоциями — важное профессиональное качество, которое необходимо вырабатывать любому педагогу. С.Л. Рубинштейн (2002, с. 586) отмечает, что «если стремление подавить или искоренять эмоции в корне неверно, то умение регулировать их проявление необходимо».
Почему же именно для педагогов так важно умение управлять эмоциями? Да потому, что эмоциональное состояние одного учителя, вос¬питателя «зажигает» десятки, сотни детей, находящихся рядом с ним в классе или в группе детского сада. И умение владеть собой необходимо не только самому педагогу, но и окружающим его детям.
Но прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, давайте разберемся с тем, что же такое эмоции. Известный советский физиолог П.К. Анохин (1984, с. 172) дает такое определение: «Эмоции — это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения».
Вопрос о том, как научиться управлять своими эмоциями, в настоящее время актуален, как и несколько десятилетий назад, к нему обращаются многие специалисты.
Питер Шарп, автор руководства по «эмоциональной грамотности» для родителей, учителей и других специалистов, работающих с детьми, описывает эмоциональный мир человека таким образом:
Люди горячие.
Люди холодные,
Иногда я свечусь,
Иногда — словно одурачен.
Люди часто смеются,
Люди часто плачут,
Иногда я счастлив,
Иногда болезненно стеснителен.
Люди могут сжиматься,
Люди могут расти,
Иногда я открыт,
Иногда — не очень.
Чувства — сильные,
Мысли — тоже.
Но если одно без другого,
То кто же я тогда?
(Peter Sharp, 2001)
Безусловно, эмоции и мышление тесно связаны между собой. Наверное, поэтому в последние годы назрела потребность в конструировании нового понятия «эмоциональный интеллект».
Теорию «эмоционального интеллекта» разрабатывают психологи Питер Саловей и Джек Майер (Salovey P., Mayer J., 1990).
По их мнению, эмоциональный интеллект - это способность понимать и распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, с тем чтобы управлять ими в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с другими людьми.
Распознавание общего эмоционального настроя класса необходимо при планировании и при спонтанной корректировке учебного процесса. Например, опытный учитель, заметив, что учащиеся или воспитанники устали, перевозбуждены или огорчены чем-либо, постарается внести изменения в план урока уже в первые минуты занятия. Это может быть ободряющая шутка, релаксационное упражнение, сюрпризный момент. Если педагог видит, что дети еще не полностью переключились с предыдущего вида деятельности или не настроились на занятия, он может предложить им решение нестандартной задачи или загадки.
В общении с родителями педагогу также важно уметь своевременно распознать эмоциональное состояние собеседника, что позволит грамотно и эффективно спланировать предстоящую беседу. Так, если родитель очень возбужден и не способен адекватно воспринимать информацию, опытный педагог, как правило, предоставит ему возможность выгово¬риться (а при необходимости — выпустить пар) и только после этого перейдет к сообщению важной информации.
Поскольку профессия педагога предусматривает большое количество контактов, а вместе с тем и большую эмоциональную нагрузку, случается, что в процессе беседы с родителями воспитатель или учитель проявляет излишне эмоциональную позицию. Безусловно, каждый из нас имеет право на проявление собственных эмоций, однако желательно осознавать, относятся ли они к конкретной ситуации, не решаем ли мы в данный момент свои личные проблемы за счет «подвернувшихся под руку» мам и пап. К тому же, научившись понимать и анализировать свои эмоции, нам легче будет признать и право родителей на эмоциональные проявления, научиться понимать и не реагировать так остро на вспышки партнеров по общению, которым необходимо выпустить пар.
Умение распознавать свои эмоции также необходимо педагогу для построения эффективного общения. Понимание собственных негативных эмоций учителем или воспитателем является первым шагом на пути управления ими и ситуации в целом. Например, педагог, осознав, что в данную минуту его поведением движет гнев, вызванный неприятным разговором по телефону с супругом, может вовремя остановиться и не позволить осуществиться переносу этого гнева на школьную ситуацию (в классе с учениками или в беседе с родителями и коллегами). Учитель, чувствует, что не может совладать с собственными эмоциями, Имеет возможность либо взять таймаут, отменив разговор, либо извиниться перед собеседником, объяснив, что его состояние вызвано не связанными с данной встречей событиями. Кроме того, если педагог ощущает эмоциональное напряжение, он может воспользоваться одним из релаксационных упражнений, которые обычно выполняет с детьми.
Если же педагог не уделяет должного внимания своему эмоциональному состоянию, возможен вариант возникновения такого эмоционального нарушения, как депрессия, гнев, беспокойство и др.
Авторы одного крупнейших исследований XX столетия в области женской депрессии (Angyle M., 2001) выявили одну из главных причин этого нарушения: серьезное несоответствие реальности личной жизни женщины уровню ее притязаний. К сожалению, как показали исследования, проведенные в 1998 году в 54 странах мира, уровень удовлетворенности жизнью в странах бывшего Советского Союза занимает одно из последних мест среди стран Европы, Америки, Африки, Азии и Австралии. Другое исследование, проведенное в Англии в 1996 году, показало, что люди, которые могут находить время для занятий своим любимым делом, чувствуют себя более счастливыми (Angyle M., 1996). Таким любимым делом может стать спорт, музыка, вечерние курсы, танцы, религия, общественная работа, кружки и т. д.
С. Рейнольдз (1997) считает, что, для того чтобы почувствовать себя счастливым, не стоит зацикливаться на каком-либо одном аспекте жизни. Счастливые люди занимаются самообразованием в разных сферах: физической, умственной, семейной и т. д., кроме того, обязательно верят в себя. В 1920 году врач Эмиль Коу заставлял своих пациентов многократно повторять везде и всегда одну и ту же фразу о том, что им становится лучше и лучше. Таким простым способом он увеличил число выздоровевших пациентов пятикратно.
П. М. Левинсон и М. Граф (1973) дают такие рекомендации против депрессии:
• смеяться;
• думать о чем-то хорошем, что может произойти в будущем;
• думать о людях, которых мы любим;
• дышать свежим воздухом;
• лежать на пляже;
• носить чистую одежду;
• иметь свободное время;
• слушать музыку;
• смотреть передачи о диких животных;
• улыбаться людям и др.
Многие из этих рекомендаций полезны для педагогов, особенно для женщин, которые иногда забывают о своей личной жизни, своих хобби и полностью посвящают себя работе (или добыванию денег). Такой фа¬натизм приносит свои плоды - высокие результаты учащихся (или вы¬сокие заработки), - но может привести и к профессиональному «вы¬горанию» педагога, что в конечном итоге обязательно отразится на самочувствии его самого и окружающих.
Подготовка и сдача ЕНТ сопряжена с большим количеством стрессов. Исследования, проведенные на выборке учителей выпускных классов, показали, что более 72% учителей испытывали в процессе сдачи ЕНТ стресс средней степени и 23% учителей испытывали сильный стресс.
Так что же такое стресс? В переводе с английского «стресс» означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 году выдающимся канадским физиологом Гансом Селье: Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах"
В быту распространены следующие утверждения: (слАЙД)
• Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении.
• От стресса страдают только психологически слабые люди.
• Установить причины стресса несложно.
• Все люди реагируют на стресс одинаково.
• Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса.
Согласны ли Вы с данными утверждениями?
Прежде чем, ответить на эти утверждения рассмотрим, подробнее сущность понятия «стресс».
Виды стресса
1. Физиологический стресс (голод, холод, недостаток воздуха и т.д.).
2. Психологический стресс (результат злости, зависти, обиды):
а) Эмоциональный (переживается очень остро и тяжело, т.к. разрушаются внутренние установки и ценности; возникает при потере близкого человека, предательстве друзей и т.п.).
б) Информационный (от огромного объёма информации).
Динамика стресса
1 стадия: Нарастание напряженности. Продолжительность индивидуальна. Один человек выходит из себя в течение 2-3 мин., у другого напряжение накапливается несколько дней, недель, месяцев.
Самочувствие и поведение человека под стрессом резко меняется.
На этой стадии нарушается психологический контакт людей, они перестают смотреть друг другу в глаза.
2 стадия: Собственно стресс. Теряется сознательный контроль. Продолжительность индивидуальна. Человек чувствует себя уставшим и опустошенным.
3 стадия: Снижение внутренней напряженности. Человек приходит в себя, часто переживает чувство вины.
Признаки стресса (слайд 13)
Определить все признаки и симптомы стресса довольно таки трудно, поскольку стресс – очень субъективный феномен, и у каждого из нас он может отличаться тем или иным образом. Вещи, от которых один человек может страдать долгое время, могут доставлять удовольствие другому человеку. Мы реагируем на стресс по-разному. Кто-то краснеет, кто-то начинает активно кушать, кто-то бледнеет, кто-то начинает худеть.
Когнитивные симптомы стресса.
Проблемы с запоминанием новой информации.
Забывчивость, неорганизованность, беспорядок.
Трудности в принятии решения.
Проблемы с концентрацией внимания.
Эмоциональные симптомы.
Капризность.
Раздражительность или вспыльчивость.
Внезапные приступы паники.
Невозможность расслабиться.
Физические симптомы.
Боли и страдания.
Сжимание челюстей, скрипение зубами.
Диарея или запор.
Частое мочеиспускание.
Изжога, боль в животе.
Отрыжка и метеоризм.
Тошнота и головокружение.
Поведенческие симптомы.
Излишки в еде или недоедание.
Слишком долгий или короткий сон.
Самоизоляция от других людей.
Проволочки или пренебрежение обязанностями.
Употребление алкоголя, курение, наркотики.
Быстрая или бормочущая речь.
Чрезмерная защита или подозрительность.
Проблемы с общением.
Таким образом, знание основных признаков стресса позволит Вам вовремя распознать его появление и принять меры.
Последствия стресса
Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый «букет» органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность.
Долгосрочный стресс приводит к тревожному расстройству или депрессии.
Стрессовые состояния, помимо угрозы здоровью, существенным образом снижают у сотрудников успешность и качество выполнения работы, повышают текучесть кадров (даже, несмотря на вероятность лишиться работы в условиях растущей безработицы), снижают удовлетворенность трудом, деформируют личностные и характерологические качества человека. Переживание острых и хронически неблагоприятных функциональных состояний приводит к снижению творческого потенциала сотрудников.
Причины стресса
Мы обычно представляем стресс как нечто негативное, изнурительный график работы или трудные отношения. Однако стресс не всегда является вредным для человека. Некоторые стрессовые ситуации играют положительную роль в нашей жизни. Порой они вносят необычные яркие краски в серые будни нашего существования. Преодолевая стрессовые ситуации, мы чувствуем себя на высоте, с гордостью рассказываем своим друзьям и коллегам, например, о приобретенном опыте поведения в экстремальных ситуациях. Иногда, находясь под влиянием стресса, люди пересматривают свои убеждения, жизненные позиции, меняют взгляды на происходящие события и отношения к близкому окружению, что может способствовать дальнейшему личностному росту или обеспечению жизненной безопасности.
Стрессы - это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. Поэтому наряду с проведением профилактических мер по предотвращению стресса стоит научиться справляться с собой в ситуациях, которые неизбежны.
Событие, которое вызывает стресс, зависит, по крайней мере, частично, от восприятия этого события. То, что является стрессом для вас, может не беспокоить кого-то другого, ему, возможно, даже понравится. Например, утренняя пробка может вызвать у вас беспокойство и напряжение, потому что вы обеспокоены тем, что опоздаете. Другие, однако, могут наслаждаться неспешной поездкой, поскольку они имеют достаточно времени для прослушивания любимой музыки.
На данный момент практически в любой профессиональной деятельности, а особенно в так называемых «квалифицированных видах труда», наиболее типичны и распространены следующие причины стресса:
1. Дефицит времени и высокая ответственность вкупе с боязнью совершить ошибку.
2. Неясные перспективы профессионального роста и развития карьеры, кризисы ее завершения.
3. Социальная значимость, престиж профессии и стремление к ее соответствию внутренним запросам личности.
4. Напряженный психологический климат в организации, рабочей группе.
5. Изменение характера информационных нагрузок как следствие внедрения в компании IT-технологий.
6. Деперсонализация профессиональных контактов.
7. Проблема распределения времени
Но каким бы ни был стресс, «позитивным» или «негативным», эмоциональным или физическим, воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.
Итак, мы узнали главное о стрессе. Настала пора развенчать общераспространенные неверные представления о нем:
• Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении. Неверно : стресс влияет не только на психические процессы, но и на физиологические. Заболевание, развивающееся в результате стресса, может представлять реальную опасность для здоровья.
• От стресса страдают только психологически слабые люди. На самом деле все наоборот. Наиболее сильные стрессы обычно испытывают активные волевые люди, которые ставят себе сложные цели и стремятся как можно быстрее достичь их. Высокие притязания вызывают перегрузку, что приводит к стрессу
• Установить причины стресса несложно. Неверно: симптомы появляются сразу после незначительного воздействия какого-либо фактора, то есть даже при слабом стрессе. Но при сильном стрессе его признаки не развиваются до тех пор, пока не исчезнет причина. В таких случаях установить раздражитель бывает довольно сложно.
• Все люди реагируют на стресс одинаково. Это утверждение абсолютно неверно. Каждый человек имеет свои особенные причины, симптомы, способы преодоления стресса, у каждого свой порог сопротивляемости. Хотя стрессовая реакция развивается по определенным законам, общим для всех людей, проявления могут быть совершенно разными.
• Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса. Стресс не может быть устранен полностью. Напряжение – неотъемлемая часть жизни. Поэтому цель борьбы со стрессовым состоянием – контролирование уровня стресса и управление напряжением для того, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы.
Осознание ошибочности этих утверждений поможет нам более успешно бороться со стрессом.
Цель борьбы со стрессовым состоянием – контролирование уровня стресса и управление напряжением для того, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы.
Тест «Подвержены ли Вы стрессу?»
На каждый вопрос Вы можете ответить «да (+), «нет (-)», «иногда (+ -)».
Пять советов учителям по управлению стрессом.
Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска (о которой написано выше). Если да, то в любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.
Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций. Например: "6 „а“" класс с его отвратительным поведением вызывает во мне гнев... Иванов Петя, когда молчит у доски по 5 минут, выводит меня из терпения..."
Конечно, мы не обладаем такой кнопкой, нажатием которой 6 "а" или Иванов Петя "запускают" гнев или наше нетерпение. Реакция на события целиком и полностью зависят только от нас. 6 "а" действительно может шуметь на уроке, но только мы можем решить, как реагировать на это: гневом или умением держать себя в руках. Каждый учитель может заранее смоделировать такую ответную реакцию на возможное, предполагаемое стрессовое воздействие, что, безусловно, облегчит его жизнь.
Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Дети из 6 "а" ведут себя так, потому что это вошло у них в привычку, потому что приходят после урока физкультуры и т. д., а не потому, что они не уважают учителя. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.
Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не "застревать" на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.
Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.
Рекомендации по выходу из стрессового состояния:
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за "ничегонеделанием".
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:
1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.
2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: "Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра".
3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.
5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!
6. Алкоголь - не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей (Съедин С. И., 2002).
Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое "лекарство". Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.
Селье «Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете». Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации. Например:
• Суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи: использовать слово «зато».
• Доказать себе, что «могло быть и хуже».
• Сравнить собственные невзгоды с чужим, еще большим горем («а другому гораздо хуже»).
• Прием «зелен виноград» (подобно лисице из басни сказать себе, что то, к чему я только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо»).
Вспомните ситуацию, вызвавшую у Вас отрицательные эмоции или стрессовое состояние. Попробуйте изменить значимость этих ситуаций для себя.
Цветотерапия
Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, зелено-желтые и зелено-голубые цвета. В целом воздействие отдельных цветов на психологическое состояние человека следующее:

Влияние цвета на психологическое состояние человека
Цвет Действие
Белый Располагает к чистоте, создает ощущение легкости, прохлады
Серый Создает скуку, апатию, ощущение холода
Синий Вызывает ощущение холода, тесноты, навевает грусть, успокаивает
Голубой Вызывает ощущение прохлады, отдаленности, успокаивает
Фиолетовый Вызывает ощущение усталости, тяжести, тесноты, подавляет эмоции
Пурпурный Возбуждает, вызывает возвышенные чувства, ощущение тепла
Красный Создает ощущение теплоты, возбуждает при длительном действии приводит к чрезмерной усталости
Оранжевый Создает ощущение теплоты, бодрит
Желтый Возбуждает радость, создает ощущение тепла, простора, легкости
Коричневый Создает ощущение теплоты, устойчивости, спокойное настроение
Зеленый Вызывает ощущение холода, успокаивает
Черный Вызывает ощущение тяжести, тесноты, громоздкости, снижает настроение, угнетает

Ароматерапи уникальная древняя культура лечения запахом, вобравшая секреты столетий и достижения современной науки. Главный принцип ароматерапии – запах эфирного масла должен Вам нравиться!
Релаксация (от латинского - уменьшение напряжения, расслабление)
Находясь в состоянии релаксации человек способен ускорять перестройку некоторых биоритмов, быстро вызывать анестезию некоторых участков тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрации внимания, обеспечивать лучшую мобилизацию преднастроечных реакций и др.
Аутогенная тренировка - наиболее распространенный метод психологическойсаморегуляции состояний. Основанием для этого метода служит использование приемов самовнушения. АТ является более эффективным средством достижения глубинных степеней аутогенного погружения и реализации самоуправляющих воздействий.
Медитация - приносит ясность, которая открывает действия вашего ума и других сил, влияющих на ситуацию. Эта ясность позволяет видеть вам факторы, определяющие ваш сиюминутный выбор. Однако чтобы ухватить все это, вам не нужно об этом думать. Вы обнаруживаете, что обладаете знанием и пониманием. В этом спокойствии и ясность вы полностью осознаете все происходящее. Без усилий вы действуете оптимально, а не механически.
Помогают пережить стрессы также и многие продукты, в которых содержатся специфические гормоны нашего организма – внутренние «опиаты» и «эндорфины» (гормоны «хорошего настроения»). Включите в свой рацион салат, шпинат, капусту, паприку: в них присутствует один из рода опиатов — «цитофин». В бананах содержится гормон, связанный с положительными эмоциями, - «серотонин», дающий человеку ощущение легкости и веселья. Не стоит забывать и о сладостях (особенно шоколад), которые делают нас более жизнерадостными, так как содержащаяся в них глюкоза запускает специальный механизм нашего мозга - «механизм удовольствия»
Памятка по саморегуляции
Предлагаю вам несколько простых упражнений.
1. Упражнения на расслабление. Отрицательные эмоции вызывают не только внутреннее напряжение, но и мышечные зажимы. Уменьшая мышечное напряжение, мы можем воздействовать на состояние нашего внутреннего мира. Для того, чтобы достичь расслабления мышц, необходимо для начала их напрячь. В момент эмоционального напряжения вы можете сделать несколько энергичных движений руками или ногами. Например, резко сжать кулаки (так, чтобы побелели костяшки пальцев) или вытянуть ноги и потянуть носки на себя, а затем расслабить. Полезно проделать эти упражнения несколько раз, чтобы достичь более-менее стойкого расслабления. Подобные упражнения можно выполнять в стрессовых ситуациях на работе.
2. Дыхательная гимнастика. Когда мы злимся, переживаем, наше дыхание становится неровным, более частым, более поверхностным. Дыхательные упражнения позволяют снизить как внутреннее напряжение, так и напряжение на физическом уровне. Выполнять упражнения можно как с закрытыми, так и с открытыми глазами, как вам удобнее. Лучше это делать сидя, но, в крайнем случае, можно приспособиться выполнять их стоя. Итак, сконцентрируйтесь на своем дыхании. Почувствуйте, что при вдохе ваши легкие наполняются кислородом, при выдохе освобождаются от него. Вдыхайте на счет 1, выдыхайте на два счета: вдох (раз) – выдох (раз-два). Выполняйте это упражнение до тех пор, пока ваше дыхание не станет равномерным, спокойным.
3. Визуализации. Устройтесь поудобнее, закройте глаза. Представьте себе какое-то красивое место, где вы были, где вам было хорошо и комфортно. Это может быть лес, или пляж, или что-то еще. Представьте все до мельчайших деталей эту картинку. Вспомните, как вам было хорошо. Представляйте до тех пор, пока не почувствуете себя лучше.
4. Аффирмации. Если вы чувствуете эмоции, которые вам не хотелось бы испытывать, вы можете перевести их в положительные эмоции, используя аффирмации. Аффирмации – это короткие утвердительные высказывания о том, что у вас получается то, чего вам хотелось бы добиться. Их можно произносить внутренним голосом или писать. Они положительно действуют на подсознание и помогают успокоиться и мобилизоваться. Например, при страхе можно использовать такие аффирмации: «Вселенная безопасна для меня» или «Мир добр ко мне, я в безопасности». Более подробно про метод аффирмаций вы можете узнать в книгах Луизы Хей.
5. Самоприказы. Самоприказы – это короткие, емкие, эмоционально-окрашенные слова, их цель – задействовать волю человека, заставить его мобилизоваться. Примером самоприказов могут быть следующие слова и фразы: «Соберись!», «Ты справишься!», «Успокойся!», «Давай, сделай это!» и т.д.
6. Юмор. Постарайтесь увидеть в ситуации что-то смешное, забавное, нелепое. Это поможет вам переключиться с отрицательных переживаний и немного придти в себя.
Поскольку мы все разные, не все способы подойдут вам. Попробуйте их все и выберите те, которые будут по душе или «сработают» для вас.
Поначалу, когда вы будете учиться использовать способы саморегуляции, результаты могут вас разочаровать. Дело в том, что поначалу мы уделяем больше внимания самому процессу обучения упражнении. Но когда вы научитесь удерживать внимание на упражнении, потренируетесь его выполнять, эти способы помогут вам быстро снять напряжение.
За годы обучения в образовательном учреждении выпускник не раз отвечал устно или письменно и не раз оказывался в ситуации проверки знаний. И не всегда это были удачные ответы. Накопление уровня неудач очень опасно. Проблема заключается в том, что один и тот же результат может быть:
- весомым вкладом в копилку неудач;
- нейтральным событием;
- просто полезным опытом.
Для ученика в период подготовки и сдачи ЕНТ важны:
- поддержка со стороны взрослых, значимых людей;
- знание, что он не одинок и есть возможность обратиться за помощью;
- уверенность в своих силах и наличие запасных вариантов в случае неуспеха.
Твердость, искренность и, главное, личность учителя – вот личностный ответ, которого ждут дети
Рекомендации для педагогов
1. Создание стабильной эмоциональной обстановки в классе
1.1. Класс должен быть чистым, ухоженным, желательно с комнатными растениями. Наличие зелени помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме того, зеленый цвет благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.
1.2. Школьные столы должны соответствовать возрасту обучающихся, удобно располагаться и хорошо освещаться.
1.3. Температура воздуха в классе должна быть умеренной, но если в помещении недостаточно тепло, детей следует предупредить об этом и предложить им одеться теплее, т. к. экзамены могут длиться более 3-х часов.
1.4. Хорошо, если в классе будет висеть эстамп или картина в желто-фиолетовых тонах – такое цветовое "пятно" благотворно повлияет на творческую активность школьников.
2. Формирование позитивного психологического настроя во время экзамена
2.1. Начало любого контакта – это, прежде всего, улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.
2.2. Одежда учителя-организатора экзамена не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать обучающихся.
2.3. Словесные установки учителя должны повышать уверенность учеников в себе – чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность того, что он сделает ошибку.
2.4. Необходимо подбадривать обучающихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.
2.5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
2.6. Овладевайте сами приемами краткой и эффективной мышечной релаксации и рекомендуйте детям приемы успокаивающего дыхания.
Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.
Рассмотрим группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче ЕНТ, и предложили некоторые возможные пути оказания поддержки этим детям.
Раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода репетицией вступительных экзаменов, что в значительной мере способствовало снижению тревоги при поступлении в институт. ЕНТ – это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а следовательно, и уровень тревоги обучающихся.
Испытывать тревогу – весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Вот почему так важно уметь тренировать эмоции, стараться не драматизировать события, уметь отключаться от угнетающих мыслей, налаживать ровные отношения с окружающими.

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика

Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.
Основные трудности, возникающие при сдаче
ЕНТ
Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты. То есть деятельность, связанная с тестированием, «левополушарна» по своей сути.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.
Во время экзамена. Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях, сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора.
ДЕТИ-СИНТЕТИКИ
Краткая психологическая характеристика
Синектический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синектики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.
Основные трудности
Синектики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана. Синектики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других.
При сдаче ЕНТ синектики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Очень важно развивать у синектиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синектиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
Во время экзамена. В начале работы синектикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синектикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).
Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли.
Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности
Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕНТ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.
Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».
Во время проведения экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика

Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания).
Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Основные трудности
Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче ЕНТ подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).
Во время экзамена. Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» – и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»
Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ
Краткая психологическая характеристика

Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться,
Основные трудности
ЕНТ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.
Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.
Во время экзамена. Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребенок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ»
Краткая психологическая характеристика

Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.
Основные трудности
ЕНТ для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменацинном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.
Во время экзамена перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» – и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика

Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.
Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.
Основные трудности
ЕНТ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени
Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.
Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.
Во время экзамена астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.).

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика

Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Основные трудности
Процедура ЕНТ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.

Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕНТ.
Во время экзамена. Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.

«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика

Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.

Основные трудности
Процедура ЕНТ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для «застревающих» детей.

Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене.
Во время экзамена. Задача взрослого — по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

АУДИАЛЫ И КИНЕСТЕТИКИ
Краткая психологическая характеристика

Известно, что у человека три основные модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей доминирующий способ получения и переработки информации. Обучение в школе обычно включает опору на все три модальности (устный рассказ, наглядное пособие, практическая работа), что в целом позволяет усваивать программу детям всех трех групп.
Основные трудности
В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно если экзамен проводится устно), ЕНТ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей-визуалов, одновременно усложняя ее для детей — аудиалов и кинестетиков.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.
Во время экзамена. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. (Чтобы это никому не мешало, стоит продумать, в какое место класса лучше посадить такого ребенка.) В случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания.
Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность (например, выйти из класса).скачать dle 10.6фильмы бесплатно
  1. --- fifa 15 2014 скачать торрентом, fifa 15 скачать торрент на пк и fifa 15 комментаторы скачать

  2. Я думаю, что Вы не правы. Я уверен. Могу это доказать. Пишите мне в PM, пообщаемся. --- Замечательно, очень хорошая штука продавец спортивного питания, спортивное питание пит а также по ссылке жиросжигатели спортивное питание

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: