Опрос посетителей
Ваше хобби?

Модель образования

Роль учителя на этапе перехода к новой модели образования, ориентированного на конечный результат через проведения зачетных уроков.
Стратегические направления развития образования в условиях перехода на 12-летнее обучение.


В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, формы и методы преподавания, но и новый подход к процессу обучения. Задачей преподавателя становится создание условий практического овладения учащимися информацией, выбираются методы обучения, которые позволяют каждому ученику проявить свою самостоятельность, творчество. Современные педагогические технологии, такие как проблемное обучение, дифференцированное обучение, информационные технологии, помогают реализовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей. Чтобы быть конкурентноспособным нынешнему человеку нужно уже сегодня осознать необходимость получения не просто образования, а образования, соответствующего новым требованиям времени. В условиях непрерывного образования оказывается недостаточным ориентироваться на необходимость передачи и усвоения опыта, накопленного человечеством. Важно умение приобретать знания, уметь работать с информацией, анализировать ее. Не просто усвоение знаний, а умение их творческого применения, развитие самостоятельного критического мышления школьника становится важным. Таким образом,при переходе на 12-летнее обучение стратегические направления развития общеобразовательных систем в современном обществе очевидны: интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную, целесообразную деятельность в различных областях знаний.
Актуальность зачетной системы обучения.

Проблема повышения эффективности обучения требует от учителя нового подхода, в частности, разработки более совершенных форм и методических приемов. Одним из оптимальных методов обеспечивающих качество образовательного процесса является применение зачетной технологии обучения. Данная технология, проводимая на уроках, изменяет принцип организации обучения и роли ученика в нем, от пассивного «получателя» знаний, умений, навыков к активному субъекту познавательного процесса, является своего рода экзаменом, самопроверкой, углублением и закреплением знаний учащихся.

Актуальность зачетной системы обучения в том, что она направлена на проверку требований, предъявляемым учащимся на современном этапе обучения: проверку как общебиологических знаний, так и логических умений. Процесс обучения и соответственно его результат не будут полноценными, если не организовать обобщение, систематизацию и проверку знаний по предмету. На каждом уроке знания учащихся должны углубляться и расширяться на основе установления общих связей и закономерностей в пределах изучаемых объектов, процессов или явлений, а умения совершенствоваться. Несомненно, важную роль в этом процессе играют зачетные уроки. Технология зачетных уроков обеспечивает логический переход на 12- летнее образование, подготавливает учащихся к обучению в средних и высших учебных заведениях, где зачетная система является главной частью учебного процесса.

Типы зачетных уроков и основные требования к ним.
Прежде чем планировать и проводить зачетные уроки, необходимо определить, что хочет учитель от этих уроков, зачем необходим урок - зачет, что учитель может сказать ребятам, что хочет получить от них. Цель данных уроков понять, раскрыть индивидуальные особенности учеников, а ученикам - показать свою начитанность, эрудицию, оценить себя, определить свои проблемы и затруднения.
Перед началом изучения темы ученикам сообщается о предстоящем зачетном уроке и о требованиях, предъявляемых к их знаниям и умениям.
Они следующие:
- знание фактического материала, основных биологических законов и теорий;
- осмысленность знаний, самостоятельность суждений, обобщений;
- культура и грамотность речи;
- умения применять знания на практике, связать теорию с практикой.
В педагогике выделяют основные типы зачетных уроков:
1.Творческий зачет в виде выпуска мини - газет, плакатов (используются групповые и индивидуальные формы работы).
2.Устный зачет - изложение всего содержания темы или раздела (при этом учащиеся помогают учителю, выступают в роли ассистентов).
3.Терминологический зачет (начиная с 6 класса).
4.Зачет перед классом (проводится по итогам изучения раздела в виде мозговой атаки).
5.Защита рефератов (проводится по итогам четверти, полугодия по заранее выбранным темам). Является одним из популярных видов повторительно - обобщающих зачетных работ).
Новизна содержания методики зачетных уроков.
Довольно часто на зачетном уроке проводятся контрольные письменные работы. В другом случае проверяются знания учеников по всему материалу темы, порой мало используются вопросы на связь теории с практикой, выясняющие степень понимания изученного, мало проверяется усвоение практических умений и навыков. Подобная методика способствует в основном выполнению контрольно - учетной функции. Остальные задачи по развитию логического мышления у учащихся остаются не реализованными.
Новизна содержания методики проведения зачетных уроков заключается в том, что учащиеся на протяжении всего учебного процесса в ходе изучения определенной темы развивают логическое мышление и познавательные способности. Зачетный урок является логическим завершением учебного процесса, при котором приобретенные учащимися знания суммируются, систематизируются; выявляются и корректируются пробелы в знаниях через диалоговое общение между учениками и учителем. Зачетный урок предусматривает интеграцию инновационных технологий обучения: проблемного, развивающего, дифференцированного, что позволяет развивать прочные знания учащихся.
Технологические звенья учебного процесса.

Технологические звенья учебного процесса, представленные в виде логической цепочки, позволяют систематически и целенаправленно подготовить учащихся к зачетным урокам и максимально повысить качество обучения:
Лекционно-семинарские уроки
Разнообразие типов уроков
Разнообразие видов опроса
Зачетные уроки.

Для того чтобы технология зачетных уроков имела результативность, необходимо применять определенные звенья учебного процесса. Чтобы сэкономить время и провести зачетные уроки (обычно спаренные) используется лекционно-семинарская система обучения, уроки изучения новой темы, на которых подробно излагается учащимся программное содержание материала. Затем проводится несколько семинарских, комбинированных, обобщающих уроков, на которых дорабатывается, систематизируется материал, при этом широко используются средства наглядности: презентации, видеофильмы, познавательные задания.
Например, на изучение темы «Химический состав клетки» отводится 12 часов. Из них 5 уроков – лекционные, 5 уроков – семинары и обобщающие уроки, 2 урока – зачетные.

Интеграция инновационных технологий обучения при проведении зачетных уроков.
Применение разнообразных типов уроков, преимущественно:
- комбинированных;
- лекционно-семинарских;
- изучение нового материала;
- повторительно-обобщающих
и технологий:
- проблемного обучения (автор М. И. Махмутов);
- развивающего обучения (автор Л. В. Занков);
- дифференциального обучения (автор В.В.Фирсов)
позволяет систематизировать и обобщать знания учащихся на всех этапах обобщающих и зачетных уроках, формировать умения и навыки, применять их в учебных ситуациях и практической деятельности.
Характерной особенностью технологии проблемного обучения, используемой на уроках, в том числе и зачетных – это решение проблемных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Методические приемы создания проблемных ситуаций реализуются через выполнение учащимися заданий на обобщение, обоснование, конкретизацию и логику рассуждения.
Основной мотивацией учебной деятельности развивающего обучения является развитие познавательного интереса учащихся. При проведении зачетных уроков используются следующие дидактические принципы:
- системность и целостность содержания;
- ведущая роль теоретических знаний;
- обучение на более высоком уровне трудности;
- продвижение в изучении материала быстрыми темпами;
- осознание ребенком процесса учения;
- включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль консультантов и ассистентов):
- проблематизация содержания;
- вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
- работа над развитием всех учащихся (сильных и слабых).
Методическая цель развивающего обучения, применяемая на зачетных уроках в том, что учитель использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания, поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решение заданий), анализировать способы работы других учеников.
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов предполагает систематическую повседневную работу по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации зачетов. Особенностью методики преподавания являются:
- блочная подача материала;
- наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических заданий;
- оценивание знаний.
Оценка результатов деятельности учащихся.
Каждый урок – это подготовка к зачету. И от того, как проводится опрос учащихся, зависит общая оценка результатов деятельности школьников. Известно, что если плохо организован на уроках опрос домашнего задания или закрепление материала, то учащиеся просто не учат предмет. Решить данную проблему возможно, если правильно организовать контроль знаний, что и требуют новые стандарты обучения.
Контроль знаний,
во – первых, приучает школьников к систематическому и добросовестному выполнению учебной работы, во- вторых, дает учителю критерии для оценки и корректировки преподавания. При контроле качества знаний учитывается три основных фактора: осознанность, оперативность и прочность знаний.
Современной методикой преподавания определены следующие виды контроля знаний, которые систематически применяются на уроках биологии и способствуют индивидуализации обучения.

I. Текущий контроль знаний на комбинированных уроках.
1.Во время закрепления на уроке:
- предложить выписать основные тезисы из учебного материала в учебнике;
- выделить главное в домашнем задании;
- озвучить основные эталоны темы урока.

2.Во время опроса домашнего задания.
Виды опроса:
- индивидуальный, причем сильного ученика слушает весь класс, при опросе слабого, класс получает самостоятельное задание, что позволяет учителю уделить такому ученику больше внимания;
-«тройкой» (отвечает один ученик, второй его исправляет или дополняет, третий - комментирует);
- письменный (с многовариантностью степени сложности);
- по карточкам и перфокартам;
- тестовый;
- дискуссионный (суд, КВН, конференция);
- заполнение таблиц и составление ассоциативных «цепочек».

II.Тематический контроль знаний - проверка знаний на основе свертков информации.
Для этого используются таблицы, схемы, обобщающие рефераты, контрольные работы, деловые игры, познавательные задания. Этот вид контроля требует от учителя большой организованности и технической оснащенности урока. Необходимо наличие компьютерной техники и интерактивной доски для быстрого воспроизведения материала на экране (таблиц, схем, иллюстраций).
В конце урока в журнал выставляются оценки ученикам, ответившим на «4» и «5», а вот на зачете оценки получают все, но т. к. зачет проводится не по одному уроку, а по всей теме, то неудовлетворительных оценок практически никто не получает.
Представленные виды контроля знаний и их реализация на уроках требует от учителя максимум внимания и быстрого темпа урока (т. е. в течении 15 минут, ответы преимущественно устные). Поэтому ежеурочную систему опроса учащихся с учетом разнообразных видов контроля можно представить фрагментом урока. Например: 1 ряд учащихся - работает по терминам (устный опрос), 2 ряд учащихся – представляют на доске материал в виде схем, таблиц, рисунков, некоторые школьники отвечают материал устно с места; 3 ряд учащихся - работают по карточкам, тестам, программированным заданиям. Сильные учащиеся получают познавательные логические задания. За ответами у доски следят консультанты, они исправляют и дополняют ответы. Таким образом, каждый ученик класса получает объективную оценку. На следующий урок ученики меняются заданиями и предлагаются новые варианты. Подобная методика делает уроки более интересными и не столь утомительными для учеников.
Таким образом, система контроля знаний позволяет учащимся тщательно подготовиться к итоговому зачетному уроку и определить свой уровень обученности.
Существенной особенностью оценивания знаний на зачетных уроках является связь системы контроля результатов учебного процесса с оцениванием достижений учащихся. При оценивании учащихся предусматривается:
- полнота проверки обязательного уровня подготовки - знание основных теоретических вопросов и понятийного аппарата;
- открытость образцов проверочных заданий;
- оценка методом сложения (общий зачет из суммы частных зачетов);
- повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
- «закрытие» пробелов;
- кумулятивность итоговой оценки (итоговая оценка вытекает из всех полученных).
Принципы построения и цели зачетных уроков.
Таким образом, технология зачетных уроков строится с учетом следующих основных принципов:
- принцип целостного подхода к учебному материалу (лекционные уроки, уроки изучения нового материала);
- принцип повторения и закрепления материала (комбинированные, обобщающие уроки, уроки диспуты и конференции);
- принцип возвращения к теме, где главным является не только повторение материала, но использование его в качестве средства, инструмента для разрешения поставленных перед учеником проблем (зачетные уроки).

Цели зачетного урока:

1.Обучающие:
- углубление, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний;
- выявление степени правильного понимания учебного материала;
- активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся.

2.Развивающие:
- развитие логического мышления;
- развитие умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развитие умений и навыков при решении познавательных, логических задач.

3.Диагностические:
- показ результатов обучения, уровня сформированности умений и навыков;
- выявления уровня соответствия знаний учащихся образовательному стандарту;
- установление пробелов в обучении;
- отражение результатов деятельности учителя, выявление недочетов в работе учителя;
- выявление путей совершенствования педагогического мастерства учителя.

4.Воспитательные:
- показ каждому ученику его достижений в процессе обучения;
- побуждение ответственно относиться к обучению;
- воспитание понимания необходимости систематически трудиться и выполнять все виды учебных заданий.
Оценка результативности технологии зачетных уроков
характеризуется появлением устойчивого интереса к предмету у большинства учеников и повышением качества образовательного процесса. Учебный материал хорошо сохраняется в памяти, развивается речь, логическое мышление. Каждый ученик имеет возможность проявить себя, что вселяет уверенность в своих силах, воспитывает потребность в необходимости учения и способствует положительной мотивации. Неоднократное возвращение и повторение учебного материала позволяет получить высокие оценки и обеспечивает полную работоспособность всех учащихся класса. Одаренные дети получают возможность работать на очень высоком уровне сложности, что способствует реализации их интеллектуального потенциала. Ученики, обладающие качеством лидера, реализуют себя в качестве консультантов при условии, если они справляются с программным материалом быстрее, чем остальные учащиеся. Технология зачетных уроков способствует оптимизации и активизации процесса обучения, воспитанию самоактуализирующей личности с позитивной адекватной Я-концепцией, готовой сотрудничать с людьми и выполнять нормы общества.
Зачетная система подготавливает и адаптирует учащихся к обучению в средних и высших учебных заведениях.
Результаты данной технологии показывают целесообразность ее применения на уроках биологии в средних школах.
скачать dle 10.6фильмы бесплатно
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: