Опрос посетителей
Ваше хобби?

Развитие творческих познавательных способностей учащихся

Развитие творческих познавательных способностей учащихся


Развитие творческих познавательных способностей учащихся на уроках биологии.
Учитель: Краснова Е. В.


Содержание
1.Мотивация обучения
2.Прблемное обучение
3.Применение ИКТ
4.Решение биологических задач
5. Применение творческих заданий
6. Игровые технологии в обучении
7.Заключение

1.Мотивация обучения
Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий.
В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания.
Основными задачами развития творческой активности являются:
1) Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения. 2) Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей . 3) Формирование компьютерной компетентности учащихся.
4) Развитие интереса к предмету.
Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов: - повышение мотивации обучения;
- выполнение практических и творческих заданий;
- решение биологических задач;
- проведение уроков с применением ИКТ;
- проведение нестандартных уроков, дидактических игр;
- осуществление межпредметных связей;
- практической направленности обучения;
- создание ситуации успеха;
- проектно- исследовательскую деятельность;
- учет индивидуальных особенностей учащихся.
В своей работе опираюсь на следующие инновационные технологии обучения:
- проблемное обучение;
- технологию развивающего обучения;
- личностно- ориентированное обучение.
Используя разнообразные методы и приемы в своей деятельности, работаю на конечный результат:

- формирование таких качеств учащихся, как ответственность, настойчивость, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;
- выработку умений самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- создание ситуации общения на уроке, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- создание обстановки для естественного самовыражения ученика;
- развитие устойчивого интереса к предмету;
- создание ситуации успеха для каждого учащегося;
- повышение качества успеваемости учащихся.

Используя различные методики и технологии в тесном взаимодействии, добиваюсь положительных результатов.
Главной задачей образования и повышения устойчивого интереса к предмету является создание мотивации учащихся к обучению. Будет желание учиться – повысится и качество образования. Выделяют следующие факторы, положительно влияющие на устойчивую мотивацию:
1.Содержание учебного материал.
2.Организация учебной деятельности.
3.Коллективные формы учебной деятельности.
4. Оценка учебной деятельности.
5. Стиль педагогической деятельности.

Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать, я считаю одним из самых важных компонентов урока.
И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы.
При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. На уроках биологии я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт, в стремлении докопаться до самой сути. Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы. Прием «Удивляй!»
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Пример1. Тема: «Вода на Земле». Естествознание. (5 класс) Учитель: Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. Пример 2. Биология. (7 класс) Тема: «Тип Хордовые. Кл. Птицы». Учитель: Известно, что сова - неясыть питается мышами – зерноедами. Весит она около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? Так вот, одна сова за жизнь сохраняет до 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет. Съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна Пример 3. Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые». (7 класс) Учитель: Сколько цветков посещают пчёлы?
В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
Прием «Отсроченная загадка».
Пример. Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопитающие». ( 7 кл.)
Загадку ( удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок. Учитель: - На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Это животное не хищник, Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Как вы думаете – с каким животным мы будем знакомиться на следующем уроке? ( Дети называю различных животных.)
- Это животное - …. Впрочем, не будем торопиться - продолжение следует… На следующем уроке откроет секрет : это животное - кролик. Да – да, вы не ослышались - кролик!
Прием «Лови ошибку».
Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания. Пример. Тема: «Сердце. Как защитить его?»
Сердце- двигатель крови в организме. Это трехкамерный орган, расположенный в брюшной полости. Масса сердца около 1 кг. Желудочки разделены неполной перегородкой и поэтому артериальная кровь смешивается с венозной. Сердечный цикл длится 0, 8 минут. Снаружи сердце покрывает околосердечная сумка или перикард. Створчатые клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении – из желудочков в предсердия. Веществом, ускоряющим работу сердца, является ацетилхолин. Стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм рт. ст. и выше называется гипотонией

Прием « Практичность теории».
При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся. Пример 1 Тема: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» (9 кл.) Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при: нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?
Пример 2: Тема: « Витамины».(8класс).
- Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?
Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению.
Прием «Занимательность»
Пример: Биология 10 класс. Обобщающий урок по теме «Размножение организмов» Учитель: Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: « Учитель, ты, обладающий знаниями во многом раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил… Что ответил философ?
Прием «Наоборот».
Он рекомендует вместо прямого действия, указанного в условиях задачи, осуществить обратное действие, общепринятые решения сменить на обратные.
Прием «Обрати вред в пользу».
Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.
Прием "Мозговая атака".
Для этого необходимо выбрать из текста 4—5 ключевых слов. Ребенку отводится 5 минут на то, чтобы методом «мозговой атаки» дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте данной темы.
Прием "Перепутанные логические цепочки»
Нужно выписать 5—6 отдельных событий из хронологической цепи либо из причинно-следственной цепи, причём каждое событие — на отдельный лист. Листы перетасовываются, ученику предлагается восстановить в правильном порядке цепочку. Когда приходят к единому мнению, учитель просит обратить внимание на порядок событий при чтении текста, чтобы проверить, верно предположение или нет. Данный приём можно применить, например, при изучении трудноусваиваемых для шестиклассников процессов деления клеток, что даёт возможность осмысленно усвоить особенности деления клеток.
Прием "Свободные письменные задания". Ребенку предлагается за 5 минут, не останавливаясь, записать то, что приходит в голову по изучаемой теме. По истечении 5 минут объявить, что ещё 1 минута даётся для подведения итогов (критическая ситуация). Далее предложить прочитать своё письменное задание.

Прием "Двойного дневника". Ребенок читая, записывает цитаты в одну колонку, а во вторую свое мнение, примеры из жизни, дополнительные сведения. Особенно по 7 классу. Важно использовать в учебе все анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный)

При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда. Поэтому в заключение каждой темы провожу зачетные уроки.
Таким образом, к концу изучения темы ученики имеют четкую картину того, какие знания, умения и навыки будут проверяться. Это снимает стресс и боязнь получить двойку. Ученики чувствуют себя увереннее, и поэтому познавательный интерес к предмету становится более устойчивым.
Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Биология открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.
2. Проблемное обучение.

В методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Особенности методики
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, находящихся в поиске сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явление, закон.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопрос учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, не слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения
- сталкивает противоречия практической деятельности
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога)
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские)
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Для реализации проблемной технологии необходимы:
- отбор самых актуальных, сущностных задач
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Приведу пример проблемного построения материала в структуре урока. На каждом этапе урока возможно использования проблемного подхода к обучению учащихся.
На этапе восприятия материала выдвижение проблемного вопроса
- Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?
Или создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.
- Почему географ Гумбольд считал, что человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни?
Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту или сообщение парадоксального факта
- Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других групп птиц, но через некоторое время их численность резко снизилась. Объяснить причины данного явления.
- Чем объяснить факт «цветения воды» – массовое размножение водорослей – сопровождается запором рыбы?
Демонстрация на уроке опыта или сообщения о нем могут стать основой для создания проблемной ситуации.
В двух сосудах находилась культура хлореллы. В опытный сосуд поместили мелких ракообразных, питающихся хлореллой; через некоторое время численность хлореллы в нем увеличилась по сравнению с контрольным сосудом. Найдите объяснение полученным результатам.
Проблемный подход к обучению предполагает формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа синтеза, сравнения, обобщение, т е включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе раскрытия содержания материала и способствующие пробуждению интереса
1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
Так, при изучении отряда «Рукокрылые» применяю проблемное изложение для ознакомления учащихся с экспериментами, которые проводили ученые с целью изучения механизмов ориентации летучих мышей. Выстраиваю рассказ так, чтобы по логике он напоминал процесс поиска ученого – экспериментатора.
Рассказываю примерно следующее.
Ученых давно интересовало, каким образом летучие мыши безошибочно ориентируются в темноте. Перед ними возникла проблема: какие органы чувств помогают летучей мыши ориентироваться в темноте? Вначале ученые предположили, что летучие мыши способны видеть в полной темноте. Для проверки этой гипотезы ученые поставили эксперимент: летучей мыши были заклеены глаза. Результаты опыта удивили ученых. Летучая мышь с заклеенными глазами во время полета не только не натыкалась на ветки деревьев, но и успешно охотилась наравне с другими. И вновь перед учеными встала первоначальная неразрешенная проблема.
Снова выдвигается гипотеза: быть может, летучая мышь находит свою добычу благодаря сильно развитым органам обоняния? Чтобы проверить свои предположения, ученые поставили еще один эксперимент. Летучую мышь с заклеенными органами зрения и обоняния выпустили в комнату, в которой было натянуто множество нитей. Летучая мышь и в этом случае летала свободно, не задевая нитей.
Лишь когда летучей мыши были заклеены ее ушные раковины и рот, она даже не сделала попыток подняться в воздух. В конце концов, было выяснено, летучие мыши могут замечательно ориентироваться в темноте с помощью ультразвуков, издаваемых прерывисто, импульсами. Ультразвуковые волны хорошо отражаются от препятствий, находящихся на пути, и в виде эха хорошо улавливаются чутким ухом зверька.
Такой способ отражения и улавливания сигнала широко применяется в технике. Эхолот и радиолокатор имеют такой же прицеп устройства, как и органы ориентации рукокрылых.
При проблемном изложении подобного материала учащиеся учатся логике научного познания. Перед ними как бы встает процесс познания в миниатюре, его логическая структура: постановка проблемы – формулирование гипотезы – ее экспериментальная проверка - выводы (или новая проблема). Учащиеся видят, каким путем добываются научные знания, убеждаются в познавательности мира.
2. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса к смысловому значению слова. (Семантика – наука, изучающая смысловое значение слов и выражений.) На уроке «Взаимосвязь организмов со средой обитания»
- Всем известно растение из семейства сложноцветных мать-и-мачеха. А почему его так назвали? Оказывается верхняя сторона листа гладкая холодная (как мачеха), а нижняя мягкая (как мать). Почему устроены так листья этого растения, в чем проявляется приспособленность к среде обитания, мы постараемся выяснить на уроке.
3. Прием динамичности, т е показ процессов, явлений в динамике
4. Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, научной значимостью.
5. Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником. Например, на уроке «Строение сердца» учитель рассказал по модели о строении сердца и предложил, опираясь на знания тем из курса зоологии выдвинуть предполагаемые функции каждого отдела сердца, заполнив одну из граф таблицы, а затем найти правильный ответ по учебнику и заполнить графу таблицы.
В результате коллективного поиска отмечается подъем активности и интереса учащихся к уроку.
На этапе закрепления материала:
- организация дискуссий по проблемным вопросам, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся.
Например, на уроках в 8 классе можно поставить вопросы: «Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или подсоленная? Можно ли вводить в кровь воду при кровопотерях? Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание?»
Подобные вопросы называются проблемными, так как для учащихся они новы, еще не изучены, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применение опорных знаний.
- Решение теоретических задач, задач требующих фактических знаний и их теоретического анализа и обобщения. Например, в теме «Происхождение человека» на доске записывается задача, составленная учителем по данным из учебника общей биологии: «В раннечетвертичных геологических отложениях в Африке найдены существа, у которых затылочное отверстие сдвинуто к центру черепа, большой палец руки хорошо развит и противопоставлен остальным, мозг весил 650-700г, объем его 650см/куб, рядом найдены кости павианов и антилоп.
Опишите образ жизни и другие особенности этих существ. К какой группе они относятся: к человекообразным обезьянам, к обезьянолюдям, или к людям? Ответ обоснуйте».
- Выполнение практических заданий, включающих элементы исследования.
Современный урок биологии требует сочетания проблемного подхода не только с традиционным, но и с программированным обучением и с межпредметными связями. Варианты таких сочетаний могут быть различны. Например, на повторительно-обобщающем уроке темы «Обмен веществ» в 8 классе учитель выдвигает проблемное задание: докажите, что обмен веществ – это основное условие жизни. Учащиеся должны построить доказательство, используя опорные знания. Для их повторения предлагается программированный опрос.
1. Как называется процесс распада органических веществ с выделением энергии?
1) Ассимиляция
2) Диссимиляция
2. Какие из органических веществ являются ферментами?
1) Белки
2) Жиры
3) Углеводы

После самопроверки учащимися своих ответов с помощью шифра, записанного на доске, проводится обсуждение проблемного задания в процессе коллективной беседы.

3. Применение ИКТ на уроках биологии.

«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков. Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение информационными технологиями - одна из компетенций учителя биологии.
Использование ИТК в биологическом образовании наиболее целесообразно в тех случаях, если:
1.Если требуется индивидуализировать обучение;
2.ЦОР содержат материал, который нельзя показать традиционными способами.
3.Необходимо выполнить многочисленные и однообразные упражнения, осуществляя при этом оперативный контроль правильности их выполнения.
4. Требуется быстрый поиск информации в большом объеме.
5. Требуется наглядное представление явлений.
6. Реализуется деятельностный подход к обучению на основе индивидуальной деятельности каждого ученика.
7. Применяются игровые формы обучения с использованием состязательной мотивации учащихся на освоение новых видов деятельности.
Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день - одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению биологии. Поэтому в своей педагогической работе я использую информационные средства на различных стадиях учебного процесса:
- для повышения качества обучения;
-углубления знаний учеников;
-развития познавательного интереса к предмету;
- для формирования ИКТ-компетентности учащихся.
Использование в процессе обучения компьютерных технологий:
- способствует эффективному усвоению учебного материала;
- помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим;
- позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;
- предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей.
В чем я вижу преимущества использования компьютерных технологий:
- возможность использования на различных этапах урока;
- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;
-детализирование изучаемых объектов и их частей;
- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.
При внедрении мною информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в условиях нашей школы оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте, (компьютер + интерактивная доска) Использую возможности компьютера для создания своих версий компьютерных разработок урока или фрагментов урока, презентаций.
При создании слайдов презентации я руководствуюсь следующим: прописываю только краткие, точные с научной точки зрения понятия, определения или характеристики. Сканирую и обрабатываю рисунки из учебника, но для углубленного изучения материала сканирую рисунки из энциклопедий и с сайтов.
На начальном этапе работы информационные технологии вводила на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо было использовать большое количеств наглядного материала (с учетом возрастных особенностей учащихся) и при этом использовала в основном презентации. При составлении презентаций больше внимание уделяла иллюстративному материалу.
Использование ИКТ на уроках позволило мне организовать активную познавательную деятельность учащихся, оптимизировать учебный процесс, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии, повысить интерес к обучению, а это один из основных мотивов современных школьников.
С использованием информационных технологий, на уроках биологии стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся.

4.Решение биологических задач.

В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявления тесной взаимосвязи между изучаемыми положениями и практикой жизни, демонстрация прикладного характера биологических знаний.
Включение задач в учебный процесс позволяет обеспечить самостоятельность активность учащихся, сформировать прочные знания и умения, осуществлять связь обучения с жизнью, а также способствует профессиональной ориентации школьников.
Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различив предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

Развитию интеллектуальных умений способствует решение на уроке биологических задач познавательного характера. Приведу примеры:
1. Если осенью понаблюдать за листьями деревьев вокруг озер, то можно заметить, что листья деревьев возле берега изменяют цвет позднее, чем листья деревьев, удаленные от берега. Весной у деревьев близ озер почки позднее трогаются в рост. Почему осень и весна у деревьев, растущих вблизи озер, начинаются позднее.
2. Жители больших городов часто испытывают недостаток витамина D, что сказывается на состоянии скелета, особенно в процессе его формирования. Предложите объяснение этому факту.
3. Почему, занимаясь поиском особых химических веществ растительного происхождения, ученые чаще всего отправляются в пустыни или джунгли?
4. В 1846г на картофельных полях Ирландии размножился грибок-фитофтора. В стране разразился голод, так как эта культура была основной пищей ирландцев. Почему такая катастрофа не возможна на родине картофеля – в Южной Америке?

В своей работе использую следующие типы задач:

а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения? ( 6 класс)
Задача 2. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях (7 класс)
б) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
Задача 1. Земноводные могут различать окраску предметов, цветов. Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра.
- Какими опытами можно подтвердить эту реакцию амфибий? - Какие опыты вы могли бы предложить по изучению этого явления?(7 кл.)
в) Задачи на распознавание натуральных объектов.
Задача 1. Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани.
Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении. (6 класс)
г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
Задача 1. Замечено, что содержащиеся в аквариуме пиявки перед
грозой или снегопадом выползают из воды и присасываются к стеклу над её
поверхностью. В ясную солнечную погоду они обычно находятся на дне водоёма или плавают в толще воды.
- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.
- Какие из них кажутся наиболее вероятными?
Задача 2. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.(7 класс).
д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
Задача 1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает
жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными.
-Как это можно объяснить?(8 класс)
ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.
Задача 1. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером,
перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в
течение дня. (8 класс)
Задача 2. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки - это вены.(8класс)

Биологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.

Применение творческих заданий на уроках биологии

Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.
Способы и виды заданий достаточно разнообразны:
1) составление кроссвордов ;
2) сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо биологическом объекте;
3) выполнение рисунков;
4) изготовление аппликаций (из отдельных картинок вырежи и смонтируй изображение «идеального» животного);
5) составление рассказа с биологическими ошибками;
6) составление тестов, опорных схем и конспектов;
7) сбор и оформление гербариев, коллекций.
8) выполнение практических заданий, минипроектов;
Приведу примеры творческих задач:
Количественные задачи (расчетные).
Пример: Установлено, что человек при нормальной средней подвижности в течение дня делает не менее 25 ООО - 30 ООО шагов, что в среднем составляет 20 км.
Подсчитайте, сколько километров человек проходит за год, за жизнь (70 лет).
Решение количественных расчетных задач помогает учащимся оценивать состояние своего здоровья, развивают навыки самоконтроля и заботиться о здоровом образе жизни.
Качественные задачи.
Пример: При рассмотрении коллекции насекомых или птиц одних и тех же видов видно, что они обладают основными признаками вида, но отличаются размерами, окраской и др. какие признаки вида наследственные, а какие отражают изменчивость вида?
Данные типы задач позволяют развивать у учащихся навыки сравнения, устанавливать причины следственной связи, а также практические умение заботиться о своей личной и общественной гигиене на основе теоретических знаний
Экспериментальные задачи.
Пример: ответьте на следующие вопросы, самостоятельно проделав необходимые действия наклоны, приседания, вставания и т. п.
- Почему сидящий на стуле человек не может встать, не наклонившись вперед?
- Почему при глубоком приседании мы поднимаемся на носки?
- Почему, если прижаться к стенке правой стороной тела, нельзя отвести левую ногу в сторону?
Такие экспериментальные задачи можно проводить по следующему плану: составление гипотезы, обсуждение способов ее проверки, конструирование опыта и его проведение. Правильность выдвинутого предположения доказывается экспериментально.
Вопросы направлены на выявление прямых и обратных связей.
Предварительное действие - наклон корпуса при вставании со стула, отведении таза назад при приседании, отклонения корпуса вправо при подъеме левой ноги - это прямые связи. Но для осуществления следующего (или одновременного) целевого действия нужна информация о выполнении предшествующей фазы, которая поступает в мозг по каналам обратной связи. Если она не пройдет, окончательное действие будет блокировано.
Результат опыта показывает понимание не только важных биологических законов, но и универсальности законов физики: устойчивое равновесие сохраняется в том случае, когда проекция центра тяжести находится над площадью опоры.
Пример: Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки - вены?
Данную задачу учащиеся решают по-разному. Часть исходит из определения термина “вены”. Эти ребята ищут такие опыты, при помощи которых можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: “Нужно сдавить руку в запястье. Если видно, что сосуды набухают, со стороны кисти, значит это вены, т. к. кровь по ним движется к сердцу”. Такое решение основано на подведение под определение. Другие решают задачу, строя рассуждение по логическому принципу исключения:
“Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т. к. они крупные, и не могут быть артериями, т. к. не пульсируют. Следовательно, это вены”.

Инновационные задачи
Задачи инновационного типа связаны с осознанием школьниками новых для них фактов и идей на основе общих закономерностей и логических умозаключений.
Пример: Яйцо взвесили перед началом и в конце инкубации. Изменился ли вес яйца?
Используя знания о строении яйца, путем рассуждения учащиеся приходят к выводу, содержащему для них новую информацию, что в конце инкубации масса яйца должна быть меньше, т. к. часть веществ расходуется в энергетических процессах, необходимых для развития цыпленка, а продукты окисления удаляются из яйца через поры в скорлупе.
Развитию творческих способностей учащихся в значительной мере способствуют задачи, требующие использование жизненного опыта, повседневных наблюдений.
Пример: постройте схему переваривания углеводов, начиная с их поступления в организм и заканчивая их утилизацией в клетке.
При выполнении этого задания учащиеся могут использовать учебник.
Применяя известные факты, ребята выстраивают следующую цепочку: разложение крахмала до глюкозы в пищеварительном тракте —> всасывание ее в кровь —> изменения, происходящие с глюкозой в печени и мышцах —> превращения в клетках, где часть ее окисляется, т. е. расходуется на удовлетворение энергетических потребностей клетки, а другая часть используется для синтеза новых веществ.
Пример: Почему рука, удерживающая груз, не падает?
При решении данной задачи, учащиеся могут столкнутся с противоречием, которое стало ключом к постановке проблемы: суставные хрящи скользкие, да еще и смазаны внутрисуставной жидкостью, которая ослабляет трение. Кости в суставе должны проскальзывать, но они почему-то не только не скользят, а надежно закрепляются.
Пример: Два ученика спорили. Один утверждал, что кость - сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
Ответы учащихся бывают различными:
• кость - сложный живой орган, т. к. она растет, участвует в обмене веществ, состоит из красного и желтого костного мозга, участвует в создании клеток кровь;
• в кости есть кровеносные сосуды;
• кость - живой орган; она состоит из ряда тканей, разнообразных по своей структуре; в костях находятся нервы и кровеносные сосуды.
Логика учащихся, давших второй ответ такова: кость состоит из клеток, а клетки - “живой организм”, следовательно, кость - живая.
Это пример творческих задач, развивающих логические и комбинаторные способности.
Пример: Печень называют “химической лабораторией”, “продовольственным складом”, “диспетчером организма”. Что лежит в основе таких образных выражений?

Ответы учащихся:
• в печени происходят химические превращения веществ, синтезируются белки, в ней содержится множество различных витаминов, избыток углеводов откладывается в печени в виде гликогена;
• печень участвует в поддержании постоянства состава крови; она задерживает ядовитые вещества; в печени синтезируются белки, углеводы, ферменты;
• в печени производится кровь; она перерабатывает некоторые вещества и производит другие.
Такой тип задач формирует системное мышление, носит прикладной характер, требует выявления связей с анатомо-физиологическими понятиями.

Семантические задачи
Семантические задачи (объяснения названий терминов, определений и т. п.) определяют ту базу знаний, без которой творчество невозможно. При решении задач этого типа особое внимание должно уделяться ошибкам, связанным с дифференциацией научной и бытовой лексики.
Пример: Объясните смысловое значение и происхождение слов: печень, мышцы, пясть, запястье, анатомия, витамины, ахиллово сухожилие.
Ответы учащихся, оцененные как правильные:
• печень происходит от слова “печь”, она согревает своим теплом проходящую через нее кровь, обогревающую наш организм; в печени происходит сильный обмен веществ; мышца - “бегающая” под кожей мышь; слово “пясть” произошло от числа пять; анатомия - в переводе с греческого “рассечение”, “расчленение”;
• витамины – в переводе с латинского “жизнь”; понятие “ахиллово сухожилие” происходит от имени сына древнегреческой богини Фетиды Ахилла, которого она, чтобы сделать неуязвимым, купала в огненной реке, держа за пятку.
Использование творческих задач на уроках биологии позволяет:
• использовать полученные учащимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач - т.е. закреплять знания учащихся;
• демонстрировать учащимся красоту научной мысли, достижения ученых в области естественных и технических наук: творческие задачи и их контрольные ответы представляют собой красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли;
• развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей (большинство творческих задач предполагает не один, а гамму ответов, что позволяет выдвигать не одну, а несколько гипотез, объяснений причин явлений);
• способствовать приобретению учащимися навыков получения, обработки и представления научных знаний, как в письменной, так и в устной форме;
• способствовать развитию познавательного интереса учащихся
• через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении творческих задач;
• способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе; - просто привлекать внимание учеников к теме урока.

Пример творческой работы учащихся

«Что думает обо мне мое сердце?»

Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.
Значимость этого органа трудно переоценить. И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.
Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что несмотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты.
Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!
Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.
А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.
Рассказ органов человека о себе
Сердце
Мне так плохо, так устало,
И нет больше сил стучать.
Наверное осталось мало...
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим,
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем
И если вы нас не спасете.
Мы только от куренья пропадем!


Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках биологии

Задания на развитие логического мышления.
Задание 1. Нахождение общего, частного, промежуточного понятия.
Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.
Например, «гриб – съедобный гриб – масленок» или «природа – неживая природа – камни».
1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.
2. Лесное растение, дуб, дерево.
3. Куриные, птицы, глухарь.

Задание 2. Расположение понятий от более частных к более общим.
Расположите данные понятия по порядку, то есть от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду. Например, если даны понятия «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель – собака – домашнее животное – животное».
1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.
2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.
3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие.
Задание 3. Нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых.
Назовите обобщающее (родовое) понятие к данным видовым.
Например, «черешковый – сидячий» (лист)
1. Хлорофилл – антоцнан
2. Дерево – кустарник
3. Вены – артерии
4. Корзинка – колос
5. Белок – крахмал
6. Луг – старый пень
7. Кокки – бациллы
8. Ядро – вакуоль.
Упражнение «перевод с русского на русский». (Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Две-три пословицы, «переведенные на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая чувство юмора).
Пример: 1. Сбился с азимута среди тpex голосеменных. (Заблудился в тpex соснах). 2. На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь). 3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит).
Пример: шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия:
Птица-кашевар Сорока
Хитрый гриб Лисичка
Солнечный макияж Загар
Бабочка из шкафа Моль
Обувь с ресничками Инфузория туфелька
Cocтавить пять предложений с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись.
Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.
Пример: Построить логическую цепочку из таких понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.
Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином).
Пример: вены-артерии; планария – аскарида; Коробочка – орех; кокки-бациллы.
Отгадать заданное слово в игре «да-нет», задавая вопросы по теме.
Заполнить «слепой» текст пропущенными словами или числами.
Решить задачу с биологическим содержанием на основе изученных алгоритмов.
Пример:
Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов.
Сколько у человека всего эритроцитов?
Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил.
При длине тела 3 мм высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы прыгнуть человек, если бы он прыгал также, как и блоха?
Задания на развития творческого мышления:
Может ли существовать планета счастливых людей, если на ней плохо живется животным.
Путешествие в лес каменноугольного периода.
Что думает обо мне мое сердце.
Путешествие в тайны моего рождения.
Портрет курильщика.
Придумать и нарисовать или создать на компьютере рекламу, листовку социального содержания: в защиту исчезающего вида, для владельцев собак в черте города, для посетителей лесопарка, о здоровом образе жизни, против курения.
Придумать и нарисовать рисунок-иллюстрацию к изучаемой темe.
Coбрать и оформить коллекцию.
Создать презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем.
Провести самостоятельно исследование в виде эксперимента по заданному алгоритму.
Задание на составление проектов:
Каким бы вы хотели видеть шкальный участок.
Развитие жизни на земле.
Кабинет биологии 21 века.
Экологический парк – зона здоровья.
Решение биологических задач на выдвижение гипотез и их защиту:
Функции какой системы человека могут быть нарушены при бесконтрольном применении антибиотиков? Почему?
Цианистый водород (HCN) и угарный газ (CO) яды, легко проникающие через клеточную мембрану. Почему ни одна из клеток не выработала приспособления, препятствующие поступлению этих веществ внутрь клетки?

Задания на прогнозирование ситуации:
Пример: Что будет, если вырубить в лесу все деревья?
Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной мере удовлетворить интерес учащихся, к каким-то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому, если у них в ходе изучения темы возникают вопросы, я это только приветствую и предлагаю попытаться самостоятельно найти на них ответ. Учащиеся собирают и анализируют информацию, при необходимости помогаю им обобщить материал, оформить работу.
Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Я считаю, что такая форма работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творческие способности, фантазию, способствует развитию самостоятельности учащихся.

6. Игровые технологии на уроках биологии
Игра – важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможно, получить более высокую оценку. На уроках биологии можно использовать ролевые игры. Сюжет этих игр может развиваться на глазах у учащихся. Подобные игры- проекты являются основой личностно- ориентированного обучения, одним из средств формирования у учащихся опыта творческой деятельности. Предлагаю примеры проведение дидактических игр на уроках биологии.

Игра «Свисток»
Класс делится на несколько групп. На первую парту учитель дает чистый лист бумаги. Школьники, сидящие за первой партой, должны написать по одному признаку того или иного организма и передать лист другому. Когда данное задание выполнить последний участник группы, он поднимает руку. Команда или группа, закончившая работу первой, зачитывают признаки. Оценивается правильность и скорость ответов.

Игра «Третий лишний»
На доске написаны в несколько столбиков названия организмов или явлений, сгруппированные по определенному признаку, но одно название в каждом столбике лишнее. Необходимо определить, кто лишний и объяснить свой выбор.

Игра «Продолжи ряд»
Дана последовательность слов, относящихся к определенной теме, но не хватает несколько терминов, которые необходимо вписать.

Игра «Подсказки»
В игре подсказки расположены так, что каждая следующая приближает к ответу быстрее, чем предыдущая; каждая новая подсказка снимает 1 балл.

Игра «Сделай фоторобот»
Предлагается отыскать пропавшее растение или животное, при этом необходимо как можно точнее описать его. В конце игры представители каждой группы показывают найденное растение или животное на рисунке или таблице. Для менее подготовленных учащихся предлагается шпаргалка.

Игра «Инопланетянин»
По теме при помощи текста учебника нужно составить как можно вопросов, будто вы инопланетянин, прилетевший на землю. Вопросы должны начинаться со слов «почему…», или «зачем…».

Игра «Определи слово»
Любой желающий садится на стул лицом к классу, спиной к доске на которой учитель записывает слово- термин. Класс видит это слово, а сидящий –нет. Задача сводится к тому, чтобы определить, что написано с помощью вопросов задаваемых классу, на которые можно ответить «да» или «нет».

Игра «Невод»
Цель данной игры закрепить пройденный материал при фронтальном опросе. Учитель задает вопросы по изученной теме. Ученик, ответивший на вопрос правильно, садится на место, а не ответивший - продолжает стоять, он пойман в невод. В результате игры получается подробный рассказ изученного и хорошо видно кто усвоил материал.

Игра «Шляпная дискуссия»
По учебнику каждый составляет один вопрос по теме, записывают его на листочек и складывают в шляпу. Один ученик вытаскивает бумажку с вопросом, если ответить правильно, достает следующий вопрос. При необходимости возникает обсуждение или комментарий учителя. Такие вопросы помогают развивать у ребят интерес к работе с учебником.

Игра «От А до Я»
Повторение определенного отрезка материала. Ценностью является то, что ее готовят сами ребята, повторяя при этом изученный материал. Первоначально определяется буква, на которую должны быть ответы. Например, тема «Покрытосеменные растения». Буква «Д».
- схема цветка (диаграмма)
- тип жилкования листьев у однодольных (дуговое).
Результатом систематического использования игры на уроках возрастает интерес не только к биологии, но и к результатам своей деятельности. Игра не позволяет выпасть из творческого поиска не только ученику, но и учителю. У педагога возникает потребность в педагогическом творчестве.

7. Заключение
Развивать творческие способности учащихся необходимо с младших классов, когда мозг ребенка усиленно растет и развивается. Как сделать, чтобы в дальнейшем развивать творческие способности. Анализ литературы позволил выделить ряд важных положений:
- творчество ученика возможно в условиях самостоятельного добывания знаний, саморазвития (И. Г.Песталоцци);
- первоначально необходимо развивать внутренние силы человека, а потом приращивать новые знания (К. Д. Ушинский);
- воспитывать творческую личность может только творческий педагог (А. С. Макаренко).скачать dle 10.6фильмы бесплатно
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: