Опрос посетителей
Ваше хобби?

Проблемное обучение на уроках биологии

Проблемное обучение на уроках биологии


Проблемное обучение на уроках биологии
Учитель: Краснова Е. В.


Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями-инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность-труд.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Особенности методики

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, находящихся в поиске сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явление, закон.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопрос учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, не слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения
- сталкивает противоречия практической деятельности
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога)
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские)
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Для реализации проблемной технологии необходимы:
- отбор самых актуальных, сущностных задач
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Приведу пример проблемного построения материала в структуре урока. На каждом этапе урока возможно использования проблемного подхода к обучению учащихся.
На этапе восприятия материала выдвижение проблемного вопроса
- Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?
Или создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.
- Почему географ Гумбольд считал, что человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни?
Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту или сообщение парадоксального факта
- Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других групп птиц, но через некоторое время их численность резко снизилась. Объяснить причины данного явления.
- Чем объяснить факт «цветения воды» – массовое размножение водорослей – сопровождается запором рыбы?
Демонстрация на уроке опыта или сообщения о нем могут стать основой для создания проблемной ситуации.
В двух сосудах находилась культура хлореллы. В опытный сосуд поместили мелких ракообразных, питающихся хлореллой; через некоторое время численность хлореллы в нем увеличилась по сравнению с контрольным сосудом. Найдите объяснение полученным результатам.
Проблемный подход к обучению предполагает формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа синтеза, сравнения, обобщение, т е включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе раскрытия содержания материала и способствующие пробуждению интереса
1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
Так, при изучении отряда «Рукокрылые» применяю проблемное изложение для ознакомления учащихся с экспериментами, которые проводили ученые с целью изучения механизмов ориентации летучих мышей. Выстраиваю рассказ так, чтобы по логике он напоминал процесс поиска ученого – экспериментатора.
Рассказываю примерно следующее.
Ученых давно интересовало, каким образом летучие мыши безошибочно ориентируются в темноте. Перед ними возникла проблема: какие органы чувств помогают летучей мыши ориентироваться в темноте? Вначале ученые предположили, что летучие мыши способны видеть в полной темноте. Для проверки этой гипотезы ученые поставили эксперимент: летучей мыши были заклеены глаза. Результаты опыта удивили ученых. Летучая мышь с заклеенными глазами во время полета не только не натыкалась на ветки деревьев, но и успешно охотилась наравне с другими. И вновь перед учеными встала первоначальная неразрешенная проблема.
Снова выдвигается гипотеза: быть может, летучая мышь находит свою добычу благодаря сильно развитым органам обоняния? Чтобы проверить свои предположения, ученые поставили еще один эксперимент. Летучую мышь с заклеенными органами зрения и обоняния выпустили в комнату, в которой было натянуто множество нитей. Летучая мышь и в этом случае летала свободно, не задевая нитей.
Лишь когда летучей мыши были заклеены ее ушные раковины и рот, она даже не сделала попыток подняться в воздух. В конце концов, было выяснено, летучие мыши могут замечательно ориентироваться в темноте с помощью ультразвуков, издаваемых прерывисто, импульсами. Ультразвуковые волны хорошо отражаются от препятствий, находящихся на пути, и в виде эха хорошо улавливаются чутким ухом зверька.
Такой способ отражения и улавливания сигнала широко применяется в технике. Эхолот и радиолокатор имеют такой же прицеп устройства, как и органы ориентации рукокрылых.
При проблемном изложении подобного материала учащиеся учатся логике научного познания. Перед ними как бы встает процесс познания в миниатюре, его логическая структура: постановка проблемы – формулирование гипотезы – ее экспериментальная проверка - выводы (или новая проблема). Учащиеся видят, каким путем добываются научные знания, убеждаются в познавательности мира.
2. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса к смысловому значению слова. (Семантика – наука, изучающая смысловое значение слов и выражений.) На уроке «Взаимосвязь организмов со средой обитания»
- Всем известно растение из семейства сложноцветных мать-и-мачеха. А почему его так назвали? Оказывается верхняя сторона листа гладкая холодная (как мачеха), а нижняя мягкая (как мать). Почему устроены так листья этого растения, в чем проявляется приспособленность к среде обитания, мы постараемся выяснить на уроке.
3. Прием динамичности, т е показ процессов, явлений в динамике
4. Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, научной значимостью.
5. Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником. Например, на уроке «Строение сердца» учитель рассказал по модели о строении сердца и предложил, опираясь на знания тем из курса зоологии выдвинуть предполагаемые функции каждого отдела сердца, заполнив одну из граф таблицы, а затем найти правильный ответ по учебнику и заполнить графу таблицы.
В результате коллективного поиска отмечается подъем активности и интереса учащихся к уроку.
На этапе закрепления материала:
- организация дискуссий по проблемным вопросам, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся.
Например, на уроках в 8 классе можно поставить вопросы: «Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или подсоленная? Можно ли вводить в кровь воду при кровопотерях? Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание?»
Подобные вопросы называются проблемными, так как для учащихся они новы, еще не изучены, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применение опорных знаний.
- Решение теоретических задач, задач требующих фактических знаний и их теоретического анализа и обобщения. Например, в теме «Происхождение человека» на доске записывается задача, составленная учителем по данным из учебника общей биологии: «В раннечетвертичных геологических отложениях в Африке найдены существа, у которых затылочное отверстие сдвинуто к центру черепа, большой палец руки хорошо развит и противопоставлен остальным, мозг весил 650-700г, объем его 650см/куб, рядом найдены кости павианов и антилоп.
Опишите образ жизни и другие особенности этих существ. К какой группе они относятся: к человекообразным обезьянам, к обезьянолюдям, или к людям? Ответ обоснуйте».
- Выполнение практических заданий, включающих элементы исследования.
Современный урок биологии требует сочетания проблемного подхода не только с традиционным, но и с программированным обучением и с межпредметными связями. Варианты таких сочетаний могут быть различны. Например, на повторительно-обобщающем уроке темы «Обмен веществ» в 8 классе учитель выдвигает проблемное задание: докажите, что обмен веществ – это основное условие жизни. Учащиеся должны построить доказательство, используя опорные знания. Для их повторения предлагается программированный опрос.

1. Как называется процесс распада органических веществ с выделением энергии?
1) Ассимиляция
2) Диссимиляция

2. Какие из органических веществ являются ферментами?
1) Белки
2) Жиры
3) Углеводы

После самопроверки учащимися своих ответов с помощью шифра, записанного на доске, проводится обсуждение проблемного задания в процессе коллективной беседы.

Проблемное обучение на уроках биологии


Представленная схема очень мобильна и взаимозаменяема
Используя данные приемы, возможно, полностью построить урок проблемного характера.

Проблемное обучение выступает как одно из важных условий, обеспечивающих возникновение и укрепление познавательного интереса учащихся в учебном процессе. Сила его состоит в побуждении учащихся к вопросам, в развитии у ребят интереса к познанию мира, в активном воздействии на процесс формирования у школьников научного мировоззрения. Трудность данной технологии заключается в том, что она требует больших затрат времени, но с большим успехом проблемное обучение применяется на не стандартных уроках: конференциях диспутах, при проведении факультативных занятий с сильными учащимися. Знания детей, полученные на занятиях, развивают мышление и позволяют им успешно выступать на олимпиадах, в дальнейшем для поступления в специализированные вузы.

скачать dle 10.6фильмы бесплатно
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: