Опрос посетителей
Ваше хобби?

Влияние использования психологических аспектов

Влияние использования психологических аспектов управления познавательной деятельности учащихся на уроках биологии на результативность.

Одной из важнейших задач, которую ставят перед собой школы, является попытка нивелировать расхождение между школьной программой и развитием ребенка. Поскольку госстандарт не позволяет менять программу, остается изменить условия усвоение ее учащимся. Для этого применяется индивидуальный подход в обучении. К сожалению, многие педагоги под индивидуальным подходом подразумевает только работу «один на один», не учитывая при этом личностных особенностей каждого учащегося, которое все сильнее проявляется в классах.
Одной из основных целей гуманистической педагогики является превращение ученика в субъекта собственной образовательной деятельности. Реализация этой цели невозможна без изучения педагогом индивидуальных особенностей каждого школьника. Учитель должен научиться управлять образовательным процессом исходя из тех главных психологических особенностей, которое позволяет сделать процессе обучение комфортным для каждого ученика.

Индивидуализация обучения должна начинаться уже с половых различий учащихся. Так мальчики отличаются более замедленным восприятием материала, менее развитой ловкостью рук, замедленность речи. Для того чтобы ответить на вопрос учителя мальчик затрачивает больше времени на обдумывание. Вместе с тем мальчики более осведомлены, понятливы лучше концентрируют свое внимание на предметы, умеют обобщенность и логически мыслить. Девочки же сильнее мальчиков в словарном запасе, адаптивности ума и кратковременной памяти. Поэтому и рекомендуется девочек опрашивать у доски, а мальчиков давать письменные задания.

Рассмотрим такую особенность личности как темперамент – наиболее устойчивую характеристику личности, которая в процессе жизни претерпевает наименьшие изменения, и в значительной степени влияет на деятельность, взаимоотношения, самосознание человека, Всем и известны типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Но не всем известно, как работать с учащимися разных темпераментов в ходе урока.

Так, холерикам присущи быстрое понимание сути вопросов, отсутствие страха опасности, быстрота в нахождение правильного решения. Холерики быстро переходят от одного дела к другому. Им трудно совершать монотонную, спокойную, медленную работу.
Учащимся с этим типом темперамента можно предлагать нестандартные задания, требующие творческого подхода и проявление инициативы. Это могут быть задачи, имеющие не одно, а несколько решений.

Сангвиники - серьезны, уравновешены. Они легко справляется с нетрудными заданиями, требующими сообразительности. Дело, требующее кропотливости и терпения, их долго не интересует. Они часто торопятся с принятием решения и мало над ним задумываются. Им не подходит медленный темп урока, задания, требующие шаблонных действий. Их необходимо включать в активную деятельность, ставить перед ними все новые задачи. При этом необходимо постоянно контролировать качество выполнения работы. Иначе они просто забудут, что должны сейчас делать. Также им можно предлагать многошаговые задачи, составленные так, чтобы на каждом шаге ученики могли самостоятельно контролировать результаты своей работы, а также задания, требующие использования двигательных возможностей.

Флегматики*- невозмутимые, размеренные и инертные люди. Им трудно переключится с одного на другое, пред принятием решения они долго и обстоятельственно все обдумывают, стремление к системе в работе, их трудно сбить с намеченного пути. Такие учащиеся легко справляются с работой, требующей длительного напряжения, усидчивости, внимание и терпения. Нуждаются в дополнительном времени для раскачки и сосредоточения. Поэтому учащихся с таким типом темперамента бывает трудно реагировать на вопрос учителя.
Флегматикам можно предлагать объемные теоретические задания, требующие высокого длительного напряжения, а так же задания, где необходима аккуратность и точность выполнения.

Меланхолики тревожны, не уверены в себе. Они могут хорошо трудится только в привычной обстановке. Учащиеся быстро устают, много времени выделяют письменной работе – составлению черновика, исправлению. Задания для них должны быть не слишком объемными и позволяющими легко выполнить самостоятельную проверку.

Учитель должен научиться управлять психологическими познавательными процессами ребенка, а так же создавать условие для их полноценного развития. Таким процессами, непосредственно влияющим на качество образования, являются внимание, память, воображение.
Внимание бывает подвижным и устойчивым. Учащихся с подвижным вниманием реагируют на любые звуки, не способны вникать в сущность предмета, поверхностны. Им проходят задания, наполненные множеством разных дел, с переходом от одного вида работы к другому.
Воспитание – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом. По типу воспитания люди делятся на аудиалов, визуалов, кинестетиков. Визуалы хорошо помнят то что видели. Трудно запоминают словесные инструкции, переспрашивают. Аудиалы легко повторяют услышанное. В учебной деятельности предпочитают счет и письмо, любят дискуссии. Кинестетики лучше обучаются, делая. Еще с начальной школы ученики долго не могут избавиться от привычки водить при чтении пальцем по строчкам. Для повышения качества знаний необходимо продумывать задания, где ученики могли бы услышать, увидеть и «проверить» в руках то, о чем говорится. Особенно, учитывается, что все дети, чьи родители постоянно заняты работой и мало уделяют внимания ребенку, автоматически относятся к кинестетикам. А так часто мы даем на уроках « поработать руками». Если нет возможности дать ребенку предмет, то хотя бы разрешите ему, слушая вас вертеть в руках ручку, или при изложении материала подойти к такому ребенку и погладить его по голове. Проверьте, восприятие им материала повысится!

Память тоже бывает разной механической, зрительной, слуховой, логической и т.д. Ученик в процессе обучения проявляет различные виды памяти. Учащихся также различают по типу нервной системы. Работая с учащимися со слабым типом нервной системы, рекомендуется не ставить их в ситуацию, требующую быстрого ответа. Необходимо предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку, по возможности предлагать отвечать не в устной, а в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного, по возможности спрашивать в начале урока, часто поощрять, не требовать ответа по новому только что изученному материалу.
Попробуем рассмотреть обычный урок, в котором присутствует все его традиционные элементы проверка домашнего задания, изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного.

Для проверки домашнего задания имеет смысл вызвать не самого сильного ученика, у которого период наибольшей продуктивности непродолжителен и соответствует началу урока. В зависимости от избранного способа проверки ( устный опрос, выполнение письменного задания или постановка эксперимента) можно выбрать ученика по его ведушему сенсорному каналу ( визуал, аудиал, кинестетик).
При изучении нового материала лучшего выбрать того, чей период наивысшей продуктивности совпадает с серединной урока и с сильным типом нервной системы . Кроме того полезно учесть и ведущий сенсорный канал ученика. Наилучшим образом для этого пройдет признанный лидер класса или тот, кто претендует на эту роль.

Закрепляя пройденный на уроке материал, целесообразно пригласить учащегося- аудиала ( для устного повторения) или кинестетика (для постановки опыта) из учащихся чей период наивысший продуктивности соответствует второй половине или концу урока.
При такой организации урока учитель использует все сенсоры канала учащихся и каждый может получить информацию удобно для себя образом. При этом каждый из учеников имеет возможность проявлять себя в период своей наивысший продуктивности. Смена видов деятельности является профилактической истощаемости, что снижает риск заболеваемости.

Итак, учет индивидуальных психологических особенностей в работе с учащимися позволяет педагогу выбирать правильное управленческие решения, которое приводят к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования школьников.


скачать dle 10.6фильмы бесплатно
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: