Опрос посетителей
Ваше хобби?

Материалы к методической учебе «Современный урок. Анализ урока».

Материалы к методической учебе «Современный урок. Анализ урока».


Урок — логически законченный целостный элемент УВП, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства, методы обучения, проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, развития, воспитания (традиционное понимание).

По характеристикам дидактических задач уроков и их месту в общей системе выделяют несколько типов урока:
• уроки овладения учащимися новыми знаниями (на них идет накопление фактического материала, их осмысление и формирование понятий);
• уроки формирования и совершенствования умений и навыков;
• уроки обобщения и систематизации знаний;
• уроки комплексного применения ЗУН (повторения или закрепления);
• контрольно-проверочные уроки (с устными и письмениыми проверками ЗУН);
• комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач (еще один «+» этого урока: постоянный контроль за деятельностью учеников).

Типология уроков неотделима от его структуры: структура урока зависит от его целей, содержания, методов, приемов и средств обучения, а также от места данного урока в общей системе обучения по предмету.

Материалы к методической учебе «Современный урок. Анализ урока».


Некоторые этапы могут отсутствовать при других типах урока (например: этап проверки д/з на уроке усвоения новых знаний; этап объяснения нового материала на контрольно-проверочном уроке), но первый и последний этапы должны присутствовать всегда, так как несут организующее начало.

Технология урока
Под технологией урока понимается построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения в ходе его определенного результата развития учащегося, его способностей. Урок как основная форма обучения включает несколько важнейших структурных элементов (об этом говорилось выше). В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам и формам.

Материалы к методической учебе «Современный урок. Анализ урока».


Данная «технологическая цепочка» урока должна рассматриваться учителем как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям:
♦ четкая целенаправленность урока;
♦ достаточное организационное и материальное обеспечение;
♦ оптимальный психологический режим;
♦ оптимальный темп и ритм работы на уроке;
♦ систематическая последовательность, преемственность и завершенность учебных операций;
♦ экономия времени на уроке;
♦ непрерывный контроль и самоконтроль;
♦ восстановление делового равновесия при его нарушении;
♦ закрепление и оценка знаний и умений;
♦ непрерывное совершенствование учебного процесса (обобщающее требование).

Организация урока - это индивидуальное педагогическое творчество. При его конструировании необходимо учитывать общие требования:
многоцелевой характер;
реализация всех дидактических задач;
научность;
межпредметные связи (их интегрирование);
проблемность;
развитие познавательных способностей;
активизация умственной деятельности детей;
дифференцированный и личностно-индивидуальный подходы на основе учета особенностей учащихся;
комплексное использование средств обучения;
самостоятельная работа учащихся;
разнообразная и планомерная обратная связь.
Нетрадиционный урок - есть своего рода авторское произведение, ему будут присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими и управляемыми.

Об анализе урока
Анализ - важнейшая логическая операция, обозначает умение разбить целое на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся:
• вычленение частей целого;
• выявление взаимосвязей между ними;
• осознание принципов организации целого.
Характеристики хорошего анализа:
содержательный; о честный; о последовательный; о логичный; о всеобъемлющий; о структурированный.

Сравнительная таблица «+» и «-» двух видов анализа.

Материалы к методической учебе «Современный урок. Анализ урока».


Приемы анализа:
> хорошая, правильно поставленная речь (зрительно-слуховое воздействие);
> четкая формулировка;
> риторические вопросы;
> сбор, кристаллизация, взвешивание, сравнение;
> четкая схема мышления;
> четкие выводы.

Аналитическая деятельность является важнейшей частью системной управленческой деятельности. В ее основе лежит анализ. По Ю.А. Конаржевскому: педагогический анализ - функция управления школой, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата УВП и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переходу ее в более высокое качественное состояние.

Без педагогического анализа невозможно на научной основе определять задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива. Построение управления на основе системного анализа позволяет руководителю видеть, оценивать, качественно изменять УВП, прогнозируя пути его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков. Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности
учителя. Идейно он оказывает наибольшее воздействие на уровень преподавания, а следовательно,
на качество знаний учащихся, степень образованности и воспитанности последних.

Педагогический анализ является также методом контроля, который в свою очередь осуществляется при помощи целенаправленного изучения, наблюдения и оценивания результатов деятельности ее участников.

Главные принципы педагогического анализа:
♦ целенаправленность;
♦ объективность;
♦ систематичность;
♦ массовость;
♦ результативность.

Важнейшие аналитические умения, необходимые для исследования:
S изучать, своевременно устанавливать обратную связь и на основе выводов вырабатывать рекомендации, сравнивать, синтезировать, сопоставлять, систематизировать, обобщать. В школе используется 3 основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый.
Оперативный - ежедневный анализ, направленный на сбор информации о состоянии УВП.

Его содержание - на основе посещения уроков, внеклассных занятий и включает в себя:
• оценку работы школы, учителя, учащихся;
• выявление причин отклонений в качестве преподавания;
• установление причин отклонения фактического уровня ЗУН от требований, сформулированных в учебной программе, и т.д.

Тематический анализ предполагает системный подход к изучению УВП (система уроков и внеучебных занятий, вариативных технологий, система деятельности учителя и совокупность необходимых документов). Цель тематического анализа - диагностика тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса, установление их взаимосвязей и зависимостей, выработка рекомендаций.

Итоговый анализ проводится по результатам четверти, полугодия, учебного года с целью оценки деятельности школы в целом, выработки на основе выводов рекомендаций по совершенствованию ее дальнейшей работы. Цель данного вида анализа - подведение итогов деятельности и оценка результатов управляемой системы за истекший период, построение блока целей следующего учебного года, отработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию, внутришкольному контролю.

Анализ урока
Посещение и анализ урока - практический этап в системе педагогического мониторинга. В зависимости от цели посещения выбирается соответствующая форма анализа урока. При плановом еженедельном контроле за качеством преподавания, качеством ЗУН учащихся используется краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательных функций урока, характеризующая решение образовательной, развивающей, воспитательной задач и дающая оценку их реализации.

Материалы к методической учебе «Современный урок. Анализ урока».


Условные обозначения:
5 - реализовано полностью
4 - реализовано частично
3 - не реализовано

Анализ урока сделан
2. Целью посещения урока и его анализа может быть и оказание методической помощи, инструктирование педагога. В этом случае удобно использовать полный анализ - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.

Материалы к методической учебе «Современный урок. Анализ урока».


Материалы к методической учебе «Современный урок. Анализ урока».


3. При оказании помощи учителю в овладении более высоким педагогическим мастерством,
при выявлении причин успехов или неудач учителя, преодолении недостатков в его работе в
определенном направлении возможно использование аспектного анализа - это рассмотрение,
детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо
стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Примеры аспектного урока:
> реализация учителем триединой задачи урока;
> формирование общеучебных умений и навыков у школьников;
> организация проблемного обучения на уроке;
> углубленное изучение учебного материала;
> организация проверки предыдущего д/з, качества подготовки учащихся к выполнению
новой домашней работы и др.

Посещение уроков
Цель: проанализировать качество организации проверки предыдущего домашнего задания,
качество подготовки учащихся к выполнению новой домашней работы.

Материалы к методической учебе «Современный урок. Анализ урока».
скачать dle 10.6фильмы бесплатно
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: