Опрос посетителей
Ваше хобби?

Семинар "Управленческая культура руководителя"

Публикация в сборнике конспектов открытых уроков, самоанализов и анализов уроков в рамках семинара-практикума "Управленческая культура руководителя" г. Костанай 2008 г.

Семинар "Управленческая культура руководителя"


УРОК БИОЛОГИИ

Школа: ГУ «Средняя школа №J 1 отдела образования акимата г. Костаная»
Учитель: КРАСНОВА ЕЛЕНА ВАДИМОВНА
Предмет: БИОЛОГИЯ
Класс: 9 «Б» класс
Тема урока: «Фотосинтез. Что движет жизнью на земле?»
Цели:
Знать: сущность процесса фотосинтеза и его значение для жизни на Земле.
Уметь: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее приобретенные знания для получения новых, работать самостоятельно в парах, группах, развивать навыки речи.
Воспитывать бережное отношение к флоре, исходя из ее роли в жизни человека и всех живых организмов.
Тип урока: Обобщающий Вид урока: Смешанный
Оборудование: мультимедийный комплекс, таблицы

ХОД УРОКА
1. Организационный этап урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята, встаньте ровно, расправьте плечи, вдохните поглубже воздух, почувствуйте, как кислород проникает в каждую клетку вашего тела, мысленно скажите «спасибо» природе, что она дает нам такую возможность.
Учитель: - Почему мы имеем возможность дышать и жить? С какими организмами это связано? Ученик: Читает басню Крылова о кроне дерева.
Учитель: О чем мы сегодня будем говорить? (о важности зеленых листьев, о процессе фотосинтеза).
И так на уроке мы должны решить две проблемы:
1) Помогают ли знания о строении листьев, механизме фотосинтеза выяснить роль зеленых растений?
2) Умеем ли мы заботиться о растениях и улучшать нашу природу?
2. Проверка знаний, повторение и обобщение изученного материала.
Решение проблемы №1. Повторение теоретического материала но теме.
A) работа учеников у доски: зарисовать строение хлоропласта и подписать его части.
- схематично изобразить молекулу хлорофилла.
- закончить схему: «Результат световой и темновой фазы».
Б) Работа с классом: «мозговой штурм» (фронтально, на знание терминологии): автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, хлоропласта, хлорофилл, ткань, клетка, дыхание, глюкоза, фототропизм, листовая мозаика, Тимирязев, инфракрасные лучи.
B) Выполнение проблемного задании по истории изучения фотосинтеза (работа по рядам). Учащимся предлагается описание опыта, его результат - необходимо сделать вывод о значимости данного открытия.
- Заслушивание ответов учащихся у доски, их комментирование и выставление оценок.
Г) Дидактическая игра: «Путь прокладывает логика» (работа по вариантам). 1 вариант - доформулировать предложения, вставить недостающее звено. 2 вариант - логически завершить предложения.
Д) Объяснение учеником методики опыта по обнаружению крахмала (схема данного опыта демонстрируется на экране компьютера. Ученик демонстрирует результат проведенного опыта.
- Учитель: Что объясняет фотосинтез?
- Вывод делают ученики о значимости процесса фотосинтеза.
Д) Просмотр фрагмента видеофильма: «Солнце, жизнь и хлорофилл».
Задание. В видеофрагменте представлен аргумент, доказывающий данный вывод. Ваша задача после просмотра - выделить главное и сделать вывод о роли К. А. Тимирязева в изучении фотосинтеза.
Решение проблемы №2. Умеем ли мы заботиться о природе?
- Презентация творческой работы учащегося об охране зеленых растений. Обсуждение вопроса
о работе учащихся по озеленению школы, города.
3. Подведение итога урока
- Вывод но уроку дастся через решение проблемы. Задача: Изобретатель паровоза Стефенсон как-то задал вопрос своему приятелю: «Что движет проходящий перед нами поезд?». «Конечно, твое изобретение»,- ответил его друг». «Нет, - сказал Стефенсон, - его движет тот солнечный луч, который сотни миллионов лет назад поглотило зеленое растение».
- Учащиеся объясняют данную задачу и говорят о значении фотосинтеза.
Подведение итога урока. Учитель: Удалось ли сегодня на уроке обсудить поставленные проблемы, что сегодня вы поняли, что сегодняшний урок показал вам?
Комментирование оценок.
Домашнее задание: работа над ошибками, повторить тему: «Фотосинтез».
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Школа: ГУ «Средняя школа .№11 отдела образования акимата г. Костяная»
Учитель: КРАСНОВА ЕЛЕНА ВАДИМОВНА
Предмет: БИОЛОГИЯ
Класс: 9 «Б» класс
Тема урока: «Фотосинтез. Что движет жизнью на земле?»
Цели урока:
Знать: сущность процесса фотосинтеза и его значение для жизни па Земле.
Уметь: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее приобретенные знания для получения новых, работать самостоятельно в парах, группах, развивать навыки речи.

Воспитывать бережное отношение к флоре, исходя из ее роли в жизни человека и всех живых организмов.
Данный урок является обобщающим. Цели урока реализовывались через применение технологии проблемного обучения. Выбор методов обучения соответствует интеллектуальному уровню класса. В начале урока мною были определены готовность и мотивация учащихся к работе, создана эмоционально положительная атмосфера. Ребята прослушали стихи о роли зеленых растений и совместно со мной конкретизировали основные проблемы, решаемые на уроке.

Образовательные цели достигались в ходе повторения и обобщения теоретического материала, при котором я предложила широкий спектр заданий развивающего характера: заполнить схему у доски, объяснить световую фазу фотосинтеза, работу по терминам. При этом преобладает групповая, индивидуальная, фронтальная форма работы. Ответы учащихся дополняются и оцениваются. Простые задания на уроке чередуются с наиболее сложными, логическими, в форме познавательных задач и дидактических игр на знания истории фотосинтеза и химизма процесса. Это дает учащимся мобильно переключаться с одного вида деятельности на другой, развивать ум, память, внимание. Творческие задания, составляемые самими ребятами, формируют умение слушать, дополнять, высказывать свои мысли. Все задания, представленные на уроке, направлены на развитие речи. Деятельность носит частично-поисковый или исследовательский характер.

Часто использую на уроке моменты рефлективного анализа, при котором учащиеся имеют возможность оценить себя и своего товарища.
Развитие познавательных способностей учащихся проходило через организацию практической работы, где ребята могли видеть результаты фотосинтеза, методику его проведения.

Ученики неплохо ориентировались в наиболее трудных вопросах темы на сравнение, сопоставление.
Каждый этап урока логически завершен. Умелое «свертывание» учебного материала в голове учащихся, подводит их к самостоятельному поиску решений.

Наглядность, видеофильм, используемый на уроке, позволяет организовывать мне эвристическую беседу с учащимися, развивает чувство прекрасного. Ребята осознают значимость изучаемого материала для охраны растений, т.к. понимают, что флора является единственным источником кислорода на земле.

Творчество учащихся проявляется на уроке в их способности подобрать интересный материал и тезисы к их комментированию. Выводы по уроку делают сами ребята, решая очередную познавательную задачу.

Темп урока быстрый. На протяжении всего урока поддерживался интерес учащихся, т.к. была мною организована смена видов деятельности. Ребята в своих ответах опирались на предыдущие знания, жизненный опыт. Психологическая атмосфера поддерживалась, благодаря уверенности учеников в своих способностях и созданию ситуации успеха.

Вся запланированная работа на уроке выполнена. Ребята оценили свою мыслительную деятельность на «хорошо» и «отлично». Учебный материал полностью усвоен учащимися. Четко прослеживается логика построения урока, для достижения целей подобран оптимальный объем материала. Данный урок достиг целей.


АНАЛИЗ УРОКА
Школа: ГУ «Средняя школа №11 отдела образования акимата г. Костаная»
Ф.И.О. анализирующего: Харченко Татьяна Ивановна
Должность: Заместитель директора по УВР
учитель: Краснова Елена Вадимовна
Предмет: биология
Класс: 9 «Б» класс
Тема урока: «Фотосинтез. Что движет жизнью на земле?»
Цель посещения: Определить уровень владения учителем приемами создания проблемных ситуации на уроке.

Анализ целей урока
Следует отметить высокий уровень подготовленности класса к уроку, хорошие знания фактического материала, свободное оперирование терминами темы, умение делать выводы, обобщения. Это говорит о том, что цели урока обоснованы.
Образовательная цель урока вытекает из содержания учебного материала. Учащиеся должны знать сущность процесса фотосинтеза и его значение для жизни на Земле. Для реализации данной цеди учащиеся должны уметь выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, использовать раннее приобретенные знания для получения новых, работать самостоятельно, в группах, парах, развивать навыки речи. Воспитательная цель урока выбрана с учетом особенностей учебного материала - воспитывать бережное отношение к флоре, исходя из ее роли в жизни человека и всех живых организмов.
На протяжении всего урока идет реализация поставленных целей. Данный урок является завершающим по теме «Фотосинтез». Постановка и доведение целей до учащихся прошла на первом этапе урока.

Анализ структуры и организации урока
Учитель имеет развернутый, подробный план урока.
Структура урока соответствует целям. Так как этот урок является завершающим по теме «Фотосинтез», то учитель продуманно выбрал обобщающий тип урока. Вид - смешанный (с использованием учебного кинофильма, проведением лабораторной работы, устной проверки знаний). Урок состоит из следующих этапов:
• Организационный момент
• Постановка целей
• Обобщение и закрепление ранее изученного материала
• Итог урока
• Домашнее задание

Все этапы урока выдержаны, видна логическая последовательность и взаимосвязь между ними. На первом этапе урока учитель даёт психологический настрой, подводит учащихся к проблемам, которые необходимо решить на уроке. Целесообразно распределено время каждого этапа урока.

Рационально выбраны формы обучения:
• Коллективная
• Групповая
• Индивидуальная
На уроке используется мультимедийный комплекс, таблицы, видеофильм.

Анализ содержания урока
Содержание урока соответствует требования государственных программ. Урок спланировал в соответствии с возрастными особенностями учащихся, идет реализация всех дидактических принципов. Учитель информирует учащихся о важности данной темь» при сдаче ЕНГ.
Можно отметить высокий научный уровень в изложении материала как учителем, так и учащимися.
Важен психологический настрой в начале урока, дающий возможность учащимся сосредоточиться, быть внимательными и готовыми к творческой деятельности.
На протяжении всего урока идет реализация нравственной воспитательной цели - бережного отношения к зеленым растениям, прослеживается межпредметная связь.
Елена Вадимовна умело использует технологию проблемного обучения. Развитие логического мышления, умения применять логические операции (анализ, сравнение, систематизация, обобщение) происходит на протяжении всего урока.
При решении первой проблемы учитель проводит самостоятельную работу в форме дидактической игры. Работа проходила по двум вариантам и имела достаточную степень сложности, соответствующую уровню подготовленности учащихся класса. Перед началом игры учитель провел инструктаж.

Анализ методики проведения урока
Урок построен методически верно. Учитель использует на уроке самые разнообразные методы:
1 .Метод проблемного обучения
• когда учащиеся размышляют вместе с педагогом и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного, поискового мышления (выполнение проблемного задания по истории фотосинтеза).
• эвристический метод обучения (презентация творческой работы учащихся)
• словесный,
• наглядный
• практический
• аналитический
• методы самостоятельной работы
• метод контроля
Методы обучения на уроке соответствуют задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний умений учащихся, материальному обеспечению урока.

Анализ работы и поведения учащихся на уроке
На уроке присутствует 15 учащихся. Класс активен и работоспособен на протяжении всего урока.
Ребята показали умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся знаний новые, делать самостоятельные выводы. Объективные оценки получили все учащиеся, так как каждый выполнил несколько заданий. Учитель сделал мотивировку каждой оценки.

Анализ домашнего задания
При таком типе урока домашнее задание дается не всегда, но, обнаружив пробелы в знаниях отдельных учащихся, Елена Вадимовна дала индивидуальные задания с комментариями.

Оценка санитарно-гигиенических условий урока
В кабинете чисто, светло, уютно. Парты соответствуют возрастным особенностям школьников.
Общая оценка степени достижения учебной и воспитательной целей урока
Ребята показали хорошие знания по теме «Фотосинтез». Умеют самостоятельно работать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее приобретенные знания для получения новых, работать в парах, группах, делать выводы.
Видна система работы учителя по технологии проблемного обучения. Красной нитью на уроке прошло воспитание чувства любви, бережного отношения к растительному миру.

На уроке доминирует атмосфера доброжелательного и активного труда. Учитель эмоционально проводит урок, эффективно использует наглядные пособия, дидактический раздаточный материал и ТСО.
Выводы:
Е.В,Краснова показала высокий уровень владения методикой создания проблемных ситуаций на уроке, что способствует повышению интереса учащихся к предмету, проявлять творческую активность, жажду познания, любовь к Природе и ее всеобъемлющего значения для жизни человека.скачать dle 10.6фильмы бесплатно
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: